Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"

(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)

 

 Cледующий   Статья закона   Оглавление 

Статья 1. Воинская обязанность


Комментарий к п. 1

1. Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной п.1 ст. 59 Конституции Российской Федерации.
Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.
2. Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
Комментируемым Законом решен вопрос о нераспространении воинской обязанности (воинском учете) на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации (п. 1 ст. 8). Однако действующим законодательством не уточнено, кто признается "постоянно проживающим за пределами Российской Федерации" (будут ли признаваться, например, таковыми совместно проживающие дети дипломатических работников, торговых представителей и других лиц, которые по характеру работы вынуждены длительное время находиться за пределами Российской Федерации).
3. Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Он организуется в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541 (см. комментарий к разд. II).
4. Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладению ими военно-учетными специальностями (см. комментарий к разд. III).
5. Призыв на военную службу - одна из важнейших форм исполнения воинской обязанности - является одним из способов комплектования, т.е. привлечения граждан Российской Федерации на военную службу. Порядок призыва определен Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. N 587 (см. комментарий к разд. IV).
6. Прохождение военной службы по призыву является наиболее активной формой исполнения воинской обязанности гражданами Российской Федерации.
7. Пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются формами исполнения гражданами воинской обязанности (см. комментарий к разд. VIII).

Комментарий к п. 2

8. Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
Воинская обязанность в период мобилизации определяется Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (СЗ РФ. - 1997. - N 9. - Ст.1014).
Указанным Федеральным законом (ст. 10) на граждан возложены следующие обязанности: являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время; выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров; предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
9. Военное положение есть особый правовой режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающий ограничение прав и свобод. Оно вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации (ст.19 Федерального закона "Об обороне" // СЗ РФ. - 1996. - N 23. - Ст
. 2750).
Военное положение вводится на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ч. 2 ст. 87 Конституции РФ). Указ о военном положении должен быть утвержден Советом Федерации (п. "б" ст. 102 Конституции РФ).
В настоящее время идет работа над
законопроектом "О военном положении в Российской Федерации", который должен иметь силу федерального конституционного закона, т.е. должен быть принят в порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ.
10. Военное время наступает с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий и истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения (п. 2 ст. 18 Федерального закона "Об обороне"). Состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации.
Формы исполнения воинской обязанности в военное время в настоящее время нормативно не определены.

Комментарий к п. 3

11. Основания освобождения граждан от исполнения воинской обязанности установлены комментируемым Федеральным законом. К ним относятся: прохождение военной и альтернативной гражданской службы и другие основания, исключающие воинский учет граждан (см. комментарий к п. 1 ст. 8 комментируемого Закона).
Комментируемый Федеральный закон не освобождает постоянно проживающих за пределами Российской Федерации граждан от призыва на военную службу. Однако механизм его осуществления на сегодняшний день не разработан.
Отсрочка от призыва не освобождает гражданина от исполнения воинской обязанности в форме прохождения военной службы по призыву, а только откладывает ее реализацию на более поздний срок. В то же время гражданин, получивший отсрочку от призыва, продолжает исполнять воинскую обязанность в такой ее форме, как воинский учет.
12. От призыва на военные сборы и прохождения военных сборов в период нахождения в запасе освобождаются граждане, указанные в ст.55 комментируемого Закона.

Комментарий к п. 4

13. Под защитой Отечества следует прежде всего понимать оборону страны, охрану ее суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.
В ч. 1 ст. 59 Конституции РФ закреплены долг и обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
Термины "долг" и "обязанность" являются близкими по значению. Первый из них обозначает, что требования Конституции РФ носят не только юридический, но и глубоко нравственный характер, т.е. подчеркивается моральная обязанность перед Родиной, перед народом, перед своими близкими. В термин "обязанность" вкладывается юридический смысл: обязанность подкрепляется не только моральными требованиями, но и правовыми средствами в виде юридической ответственности за ее неисполнение или ненадлежащее исполнение.
13. Кроме воинской обязанности граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу по контракту в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом (см. комментарий к разд. V).
Правовая природа воинской обязанности и правовая природа исполнения долга по защите Отечества в добровольном порядке различны. Воинская обязанность является юридической обязанностью граждан Российской Федерации, установленной в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества. Комментируемый Федеральный закон предусмотрел право граждан Российской Федерации на добровольное исполнение долга по защите Отечества. В этих целях граждане могут проходить добровольную подготовку к военной службе, добровольно поступать на военную службу по контракту и ее проходить. Указанные действия не являются формами исполнения воинской обязанности.
14. Не является формой исполнения конституционного долга по защите Отечества прохождение службы военнослужащими в воинских формированиях, направляемых за пределы территории Российской Федерации для участия в миротворческой деятельности в соответствии с Федеральным законом "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ (см. п. 6 комментария к ст. 3).

Комментарий к п. 5

14. Конституция РФ закрепила право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой (ч. 3 ст. 59). Условием такой замены являются противоречие несения военной службы убеждениям или вероисповеданию данного лица, а также иные случаи, установленные федеральным законом. Поскольку такой закон пока не принят, постольку на практике возникает вопрос о возможности замены военной службы альтернативной гражданской службой.
Конституционный Суд РФ в определении от 22 мая 1996 г. отметил, что отсутствие до настоящего времени федерального закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для осуществления гражданами их конституционного права в полной мере, прежде всего применительно к "иным случаям", которые согласно ст. 59 (ч. 3) Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в таком законе.
Вместе с тем буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, является непосредственно действующим (ст. 18 Конституции РФ) и должно обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон. Стремление гражданина реализовать свое конституционное право не запрещенными законом способами во всяком случае не может служить основанием для возбуждения против него уголовного или иного преследования.
Таким образом, действия граждан, реализующих свое конституционное право на замену военной службы альтернативной гражданской службой (о чем, например, они могут заявить призывной комиссии), не могут расцениваться как уклонение без уважительной причины от военной службы и, следовательно, не подпадают под признаки уголовного правонарушения.
Ст. 328 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы.
В то же время граждане, призванные на военную службу с нарушением их права на замену военной службы альтернативной гражданской службой и отказавшиеся по этой причине от несения обязанностей военной службы, не подлежат уголовной ответственности, поскольку в их действиях отсутствует состав преступления (определение Военной коллегии Верховного Суда РФ по уголовному делу Михайлова от 26 октября 1995 г. N 2н-0427/95).

Комментарий к п.6

15. В соответствии с Конституцией РФ вопросы оборонной деятельности и связанные с ней вопросы отнесены к исключительной компетенции Российской Федерации. Так, согласно ст. 71 к ведению Российской Федерации отнесены: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря и воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Предметы ведения Российской Федерации в области обеспечения обороны и военного строительства нашли свое отражение в компетенции высших органов государственной власти: Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, а также высших судебных органов.
16. Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. При вступлении в должность он клянется защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства (ст. 82 Конституции РФ).
Президент РФ в области организации обороны и военного строительства: формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 83 Конституции); в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 Конституции РФ); Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 88 Конституции РФ); награждает государственными наградами, присваивает высшие воинские звания (ст. 89 Конституции РФ).
А. Президент Российской Федерации возглавляет Совет Безопасности и формирует его состав. На основании Закона РФ "О безопасности" этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в данной сфере, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятия мер по их предотвращению и преодолению последствий, решает другие задачи в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Конкретные задачи Совета Безопасности, его функции, состав, порядок формирования, проведения заседаний, принятия решений, полномочия Секретаря Совета Безопасности, вопросы организации и деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности, обеспечения его работы определяются в соответствии с Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 2 августа 1999 г. N 949 (СЗ РФ. - 1999. - N 32. - Ст. 4041). Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.
Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются Указами Президента Российской Федерации, иные решения - протоколами.
Б. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности Российского государства. Она представляет собой систему официальных взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов Российской Федерации.
Основные положения военной доктрины утверждены Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833. В этом документе определены роль и место военной силы в системе средств обеспечения безопасности личности, общества и государства. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.
Оборона Российского государства организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, международным правом и военной доктриной Российской Федерации. Предложения по военной доктрине разрабатываются Генеральным штабом Вооруженных Сил. В своей практической деятельности органы военного управления руководствуются основными положениями военной доктрины Российской Федерации (Федеральный закон "Об обороне" от 31 сентября 1996 г. N 61-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - N 23. - Ст. 2750).
В. Президент Российской Федерации, являясь в силу Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.). Заключение по представлениям о назначении военнослужащих на высшие воинские должности, об освобождении их от высших воинских должностей дает Комиссия по высшим воинским должностям, высшим воинским и высшим специальным званиям Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации. Положение об этой Комиссии утверждено Указом Президента от 20 июня 1994 г. N 1232.
Г. Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сферах организации обороны государства, политического руководства Вооруженными Силами, управления войсками. Президент в соответствии с Конституцией РФ кроме ранее перечисленного ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, является Верховным Главнокомандующим, вводит военное положение.
Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и организациями. В полномочия Президента входит утверждение концепций и планов строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационных планов, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, Плана гражданской обороны и Положения о территориальной обороне.
Президент Российской Федерации принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, утверждает общевоинские уставы (см.: Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. N 2140 // САПП РФ. - 1993. - N 51. - Ст. 4931), Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 // СЗ РФ. - 1999. - N 38. -Ст. 4534), Положение о Министерстве обороны Российской Федерации и Положение о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации (утверждены Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 // СЗ РФ. - 1998. - N 46. - Ст. 5652).
Президентом РФ утверждено Положение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации (
Указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. N 901 // СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3840), в соответствии с которым военный округ является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Указом Президента РФ "О военно-административном делении Российской Федерации" от 27 июля 1998 г. N 900 (СЗ РФ. - 1998. - N 31. - Ст. 3839) установлено военно-административное деление Российской Федерации в составе Ленинградского, Московского, Северо-Кавказского, Приволжского, Уральского, Сибирского, Дальневосточного военных округов и самостоятельной военно-административной единицы, не входящей в состав военных округов, - Калининградского особого района.
Президентом осуществляются иные полномочия в области обороны, возложенные на него законом.
Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами.
Управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами. Министерство обороны подведомственно Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за Президентом Конституцией, и Правительству Российской Федерации.
В соответствии со ст. 87 Конституции и Федеральным законом "Об обороне" Президент РФ Указом от 25 июля 1996 г. N 1102 (с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1996. - N 31. - Ст. 3699) образовал Совет обороны Российской Федерации и утвердил Положение о нем. Совет обороны является постоянно действующим совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области военного строительства, реализации важнейших решений Совета Безопасности Российской Федерации по стратегическим вопросам оборонной политики. Председателем Совета обороны является Президент Российской Федерации, заместителем Председателя - Председатель Правительства Российской Федерации. Состав Совета обороны утверждается Президентом Российской Федерации.
Д. Президент Российской Федерации вводит военное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с объявлением состояния войны, а также в случае непосредственной угрозы агрессии.
Военное положение вводится Указом Президента с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам Федерального Собрания Российской Федерации. Указ Президента о введении военного положения нуждается в утверждении Совета Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102 Конституции).
Президент вводит в действие нормативные акты военного времени, формирует органы государственного управления военного времени, устанавливает общие задачи и организацию территориальной обороны (см. Федеральный закон "Об обороне").
Е. Условия и порядок введения чрезвычайного положения регулируются Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. N 1253-1 (Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - N 22. - Ст. 773).
Основаниями для введения чрезвычайного положения являются попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающая жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных институтов, а также стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.
Чрезвычайное положение вводится указом Президента Российской Федерации. В силу названного Закона такой указ должен содержать обоснование необходимости чрезвычайного положения, указание временных границ, точное описание территорий, на которых оно вводится, и изложение мер по поддержанию режима чрезвычайного положения. О введении режима чрезвычайного положения незамедлительно сообщается обеим палатам Федерального Собрания. Конституция Российской Федерации относит утверждение указа о чрезвычайном положении к ведению Совета Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 102). Совет Федерации вправе не согласиться с принятием указа.
Введение чрезвычайного положения допускается с согласия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В период действия на всей территории Российской Федерации чрезвычайного положения не может быть распущена Государственная Дума.
Указом Президента о введении чрезвычайного положения могут предусматриваться особые формы управления, а государственные органы наделяться чрезвычайными полномочиями, может допускаться временное ограничение прав и свобод граждан, за исключением перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции.
Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения.
Конституция Российской Федерации предусматривает урегулирование вопросов введения чрезвычайного положения федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят.
Ж. Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, утверждает статуты орденов и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных наград и награждении ими. Положение о государственных наградах Российской Федерации утверждено Указом Президента от 2 марта 1994 г. N 442 (в редакции указов от 1 июня 1995 г. N 554 и от 6 января 1999 г. N 19 // САПП РФ. - 1994. - N 10. - Ст. 775; СЗ РФ. - 1999. - N 2. - Ст. 269).
В данном Положении предусматривается, что государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения за выдающиеся заслуги, в том числе в деле защиты Отечества.
Для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с государственными наградами, Президент образует Комиссию по государственным наградам, утверждает Положение о Комиссии. Комиссия дает общественную оценку представлениям к государственным наградам; готовит материалы и дает заключения о возможном награждении, восстановлении в правах на награды, лишении наград, выдаче дубликатов орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям и т.д. (СЗ РФ. - 1
995. - N 7. - Ст. 514).
В целях урегулирования мер поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд Указом Президента от 30 декабря 1995 г. N 1341 (с изм. и доп. // СЗ РФ. - 1996. - N 2. - Ст. 94) установлено свыше пятидесяти почетных званий Российской Федерации, утверждены положения о них и описания нагрудного знака к почетным званиям.
Президент Российской Федерации присваивает высшие воинские звания: воинские звания маршалов, генералов и адмиралов.
Кроме перечисленных полномочий Президент Российской Федерации также вносит законопроекты в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, подписывает и обнародует федеральные законы в области обороны и военного строительства. Обращаясь к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики, Президент РФ дает оценку состояния обороны и мер по ее укреплению.
17. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ наделен следующими полномочиями: утверждать указы Президента РФ о введении военного положения, о введении чрезвычайного положения, решать вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации (ст. 102 Конституции РФ). Так, Советом Федерации издано постановление "Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республики Югославия" от 25 июня 1999 г. N 666-СФ.
18. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы, в том числе по вопросам обороны, безопасности и военного строительства, рассматривает и утверждает федеральные законы по вопросам федерального бюджета.
19. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законодательством и указами Президента Российской Федерации. Осуществляя эти полномочия, Правительство РФ руководит оборонным и военным строительством, разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики (ст. 114 Конституции РФ).
Правительством РФ постановлением от 1 июня 1999 г. N 587 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
20. Органы местного самоуправления совместно с местными органами военного управления (военными комиссариатами) в установленном порядке организу.т воинский учет граждан (см. комментарий к разд. IV), обязательную и добровольную подготовку граждан к военной службе (см. комментарий к разд. III) и работу призывных комиссий (см. комментарий к разд. VI).
21. Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица обязаны обеспечить исполнение гражданами воинской обязанности, например, возможность своевременной явки для постановки на воинский учет, прохождения медицинского освидетельствования и медицинского обследования и т.д.

Комментарий к п. 7

Расходы, понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Так, например, порядок возмещения расходов, связанных с призывом граждан на военные сборы, определен Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605.
Компенсация предприятиям расходов, связанных с выплатой гражданам среднего заработка, а также командировочных расходов, производится военными комиссариатами на основании выставляемых предприятиями счетов после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. Перечисление денежных средств военными комиссариатами производится в месячный срок со дня получения счета предприятия (см. комментарий к разд. VIII).

 

Визитница с синей вставкой  |  купить бриллиант, огранка "груша", смоленский завод "Кристалл"  |  Квартиры Челябинск
Hosted by uCoz