Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"
(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)
Статья 23.Граждане, освобождаемые от
призыва на военную службу либо не подлежащие
призыву на военную службу
Комментарий к п. 1
1. Комментируемый Закон предусматривает пять
оснований освобождения граждан от призыва на
военную службу: непригодность (ограниченная
годность) по состоянию здоровья; прохождение
военной службы на момент призыва или ранее (в том
числе и в другом государстве), а также
прохождение альтернативной гражданской службы;
наличие у гражданина ученой степени (кандидата
или доктора наук) и в связи с семейными
обстоятельствами (если гибель (смерть) отца,
матери, родного брата, родной сестры гражданина
связана с исполнением ими обязанностей военной
службы).
Право на освобождение от призыва имеют граждане,
страдающие определенными заболеваниями, наличие
которых делает физически невозможным
прохождение этими гражданами военной службы.
В целях определения категории годности граждан
России по состоянию здоровья к военной службе
проводится военно-врачебная экспертиза в
соответствии с Положением о военно-врачебной
экспертизе утвержденным постановлением
Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. N 390 (с изм. и
доп.).
Требования к состоянию здоровья граждан
приведены в приложении к указанному Положению
(см. приложение 1). В Министерстве обороны
Российской Федерации по данному вопросу
действует Инструкция о порядке проведения
военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах
Российской Федерации, утвержденная приказом
министра обороны РФ от 22 сентября 1995 г. N 315 (с изм.
и доп.); в МВД РФ - Инструкция, утвержденная
приказом МВД РФ от 2 октября 1995 г. N 370.
В соответствии со ст. 25 Основ законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изм.) граждане, подлежащие
призыву на военную службу, проходят медицинское
освидетельствование и имеют право на получение
полной информации о показаниях на отсрочку или
освобождение от призыва на военную службу по
состоянию здоровья.
В случае несогласия с заключением
военно-врачебной комиссии военнослужащие,
граждане, подлежащие призыву на военную службу и
поступающие на военную службу по контракту,
имеют право на производство независимой
медицинской экспертизы. Экспертиза признается
независимой, если производящие ее эксперт либо
члены комиссии не находятся в служебной или иной
зависимости от учреждения или комиссии,
производивших медицинскую экспертизу, а также от
органов, учреждений, должностных лиц и граждан,
заинтересованных в результатах независимой
экспертизы.
Положение о независимой медицинской экспертизе
утверждается Правительством Российской
Федерации (в настоящее время документ не
утвержден).
При производстве независимой медицинской
экспертизы гражданам предоставляется право
выбора экспертного учреждения и экспертов.
В конфликтных случаях окончательное решение по
заключению медицинской экспертизы выносится
судом.
2. Граждане, проходящие или прошедшие военную
службу в Российской Федерации, а также прошедшие
военную службу в другом государстве, также
подлежат освобождению от призыва на военную
службу.
Документальное подтверждение принципа
освобождения от призыва на военную службу
граждан, прошедших военную службу в другом
государстве, присутствует и в международных
соглашениях Российской Федерации. Так, например,
в соответствии со ст. 6 Соглашения между
Российской Федерацией и Туркменистаном об
урегулировании вопросов двойного гражданства
(Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), лица, состоящие в
гражданстве обеих Сторон и прошедшие
обязательную военную службу в одной из них,
освобождаются от призыва на военную службу в
другой Стороне.
3. В соответствии с п. 3 ст. 59 Конституции
Российской Федерации гражданин Российской
Федерации в случае, если его убеждениям или
вероисповеданию противоречит несение военной
службы, а также в иных установленных федеральным
законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.
Условия и порядок замены военной службы на
альтернативную гражданскую службу должны быть
определены федеральным законом. Такого закона в
настоящее время нет. Необходимость принятия его
вытекает не только из Конституции, но и из тех
обязательств-рекомендаций, которым должна
следовать Россия после вступления в Совет
Европы.
Институт альтернативной службы не является
новым для законодательства России. Еще в 1919 г.
декретом СНК РСФСР было признано право верующих
на замену военной службы на иную общеполезную
работу. Данная замена должна была производиться
по решению суда. Аналогично решался вопрос и в
законодательстве СССР до принятия в 1939 г. Закона
о всеобщей воинской обязанности.
Замена военной службы альтернативной
гражданской или службой без оружия по
религиозным, политическим или этическим мотивам
признается во многих странах. При этом для нее
предусматривается более продолжительный по
сравнению с действительной военной службой срок,
лишение многих льгот, предоставляемых
военнослужащим. Данная служба предполагает
выполнение наиболее трудоемких и не престижных
работ, например, в психиатрических лечебницах,
домах престарелых, службах социальной помощи
больным, инвалидам и пенсионерам, на
вспомогательных должностях в пожарной охране и
проч.
Отсутствие закона об альтернативной гражданской
службе затрудняет осуществление права на ее
прохождение. Однако, являясь в силу ст. 18
Конституции непосредственно действующим, оно
может быть реализовано и до принятия этого
закона. Призывные комиссии в подавляющем
большинстве случаев отказывают призывникам в
замене военной службы на альтернативную.
Поскольку такой отказ противоречит положению
Основного закона, он может быть обжалован в суд.
Как показывает практика, суды, как правило,
удовлетворяют такие жалобы, применяя
непосредственно ч. 3 ст. 59 Конституции.
Ч. 2 ст. 328 УК предусматривает ответственность за
уклонение от прохождения альтернативной
гражданской службы лиц, освобожденных от военной
службы. Альтернативная гражданская служба в
России, как уже отмечалось выше, пока не
организована, законодательство, которое бы
регламентировало порядок призыва на эту службу и
ее прохождения, также отсутствует. Поэтому
сегодня норма ч. 2 ст. 328 бездействует.
На практике возникает вопрос о возможности
привлечения к ответственности по ч.1 ст. 328 лиц,
уклоняющихся от призыва на военную службу, но
желающих проходить альтернативную гражданскую
службу и имеющих на то необходимые основания.
Можно ли их привлекать к ответственности по ч. 1
ст. 328 по той причине, что альтернативной
гражданской службы пока не существует, а значит,
все призывники должны проходить военную службу?
Ответ на этот вопрос должен быть отрицательным.
Право гражданина на прохождение гражданской
службы взамен военной гарантировано
Конституцией РФ.
Ч. 3 ст. 59 Конституции устанавливает, что
гражданин Российской Федерации в случае, если
его убеждениям или вероисповеданию противоречит
несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет
право на замену ее альтернативной гражданской
службой. Отсутствие фактической возможности
проходить гражданскую службу вместо военной при
наличии для этого соответствующих оснований не
может служить причиной для ограничения
конституционных прав и свобод граждан, которые
согласно ст. 18 Конституции РФ "являются
непосредственно действующими". Таким образом,
если установлено, что призывник уклонился от
военной службы по той причине, что она
противоречит его убеждениям или
вероисповеданию, он не может нести
ответственность за уклонение от призыва на
военную службу, равно как и от прохождения
альтернативной гражданской службы (см., например,
определение N 4-Дп96-20 по делу Бакалина // Обзор
судебной практики Верховного Суда Российской
Федерации за второй квартал 1996 г., утвержденный
постановлением Президиума Верховного Суда РФ от
11 сентября 1996 г.).
4. Кандидат наук - ученая степень, присуждаемая в
Российской Федерации (СССР) с 1934 г. лицам с высшим
образованием, сдавшим кандидатский минимум и
защитившим кандидатскую диссертацию. Доктор
наук - ученая степень, которая впервые стала
присуждаться в 1130 г. Болонским университетом, в
России - с 1819 г., после Октябрьской революции
вновь введена в 1934 г. Присуждается, как правило,
лицам, уже имеющим степень кандидата наук по
соответствующей отрасли наук и публично
защитившим докторскую диссертацию.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства
РФ "Об утверждении Положения о порядке
присуждения научным и научно-педагогическим
работникам ученых степеней и присвоения научным
работникам ученых званий" от 24 октября 1994 г. N
1185 (с изм. // СЗ РФ - 1994. - N 27. - Ст. 2898) ученая степень
доктора наук присуждается Высшим аттестационным
комитетом Российской Федерации (ВАКом России) на
основании ходатайства диссертационного совета,
принятого после публичной защиты диссертации
соискателем, имеющим высшее или послевузовское
профессиональное образование, и с учетом
заключения соответствующего экспертного совета
ВАКа России. Ученая степень кандидата наук
присуждается диссертационным советом на
основании публичной защиты диссертации
соискателем, имеющим высшее или послевузовское
профессиональное образование.
Освобождение от призыва на военную службу
граждан, имеющих ученую степень кандидата наук
или доктора наук установлено впервые
комментируемым Законом. Ранее действовавший
Закон РФ "О воинской обязанности и военной
службе" такой нормы не содержал.
Представляется, что ее введение обусловлено
необходимостью создания благоприятных условий
для развития науки в Российской Федерации.
5. Граждане, прошедшие военную службу в другом
государстве, от призыва на военную службу в
Российской Федерации освобождаются.
В настоящее время существует только одно
международное соглашение - Соглашение между
Российской Федерацией и Туркменистаном об
урегулировании вопросов двойного гражданства
(Ашгабат, 23 декабря 1993 г.), в соответствии с
которым лица, состоящие в гражданстве обеих
Сторон и прошедшие обязательную военную службу в
одной из них, освобождаются от призыва на военную
службу в другой Стороне. В то же время
законодатель не определяет, в каком именно
государстве должна быть пройдена военная служба
гражданином (в одном из государств СНГ либо в
странах дальнего зарубежья), существует ли
соглашение между странами по военному
сотрудничеству, и поэтому отсутствие договора
между Россией и государством, в котором пройдена
служба гражданином, не может служить основанием
для призыва.
Неурегулирован в настоящее время вопрос о
правомочности призыва на военную службу граждан,
прошедших в других государствах альтернативную
службу. Комментируемый подпункт предусматривает
освобождение от призыва лишь граждан, прошедших
военную службу в другом государстве, и, на первый
взгляд, может показаться, что призыв граждан,
прошедших в другой стране альтернативную
гражданскую службу, будет правомочен.
При определении предыдущего основания
освобождения от призыва (а оно было связано с
прохождением альтернативной гражданской службы)
законодатель не устанавливает, где должна быть
пройдена гражданином альтернативная служба, и
поэтому можно предположить, что все-таки
граждане, прошедшие альтернативную гражданскую
службу в других государствах, также должны
освобождаться от призыва. Судебной практики по
данному вопросу пока нет (видимо, из-за
нетипичности ситуации), поэтому однозначно дать
ответ на него не представляется возможным.
6. Гражданин, подлежащий призыву на военную
службу, в случае гибели (смерти) его отца, матери,
родного брата, родной сестры в связи с
исполнением ими обязанностей военной службы
также освобождается от призыва.
Ранее действовавшее законодательство
освобождало от призыва на военную службу
гражданина лишь в случае, если его родной брат
погиб или умер во время прохождения военной
службы по призыву.
В соответствии с п. 1 ст. 37 комментируемого
Федерального закона исполнением обязанностей
военной службы признается:
а) участие в боевых действиях, выполнение задач в
условиях чрезвычайного положения и военного
положения, а также в условиях вооруженных
конфликтов;
б) исполнение должностных обязанностей;
в) несение боевого дежурства, боевой службы,
службы в гарнизонном наряде, исполнение
обязанностей в составе суточного наряда;
г) участие в учениях или походах кораблей;
д) выполнение приказа или распоряжения, отданных
командиром (начальником);
е) нахождение на территории воинской части в
течение установленного распорядком дня
служебного времени или в другое время, если это
вызвано служебной необходимостью;
ж) нахождение в служебной командировке;
з) нахождение на лечении, следование к месту
лечения и обратно;
и) следование к месту военной службы и обратно;
к) прохождение военных сборов;
л) нахождение в плену (за исключением случаев
добровольной сдачи в плен), в положении заложника
или интернированного;
м) безвестное отсутствие - до признания
военнослужащего в установленном законом порядке
безвестно отсутствующим или объявления его
умершим;
н) защита жизни, здоровья, чести и достоинства
личности;
о) оказание помощи органам внутренних дел, другим
правоохранительным органам по защите прав и
свобод человека и гражданина, охране
правопорядка и обеспечению общественной
безопасности;
п) участие в предотвращении и ликвидации
последствий стихийных бедствий, аварий и
катастроф;
р) совершение иных действий, признанных судом
совершенными в интересах личности, общества и
государства.
При этом необходимо учитывать, что
военнослужащий или гражданин, проходящий
военные сборы, не признается погибшим (умершим),
получившим увечье (ранение, травму, контузию) или
заболевание при исполнении обязанностей военной
службы, если это явилось следствием:
а) самовольного нахождения вне расположения
воинской части или установленного за пределами
воинской части места военной службы, за
исключением случаев, предусмотренных подп.
"л", "м", "н", "о", "п" и
"р" п. 1 ст. 37 комментируемого Закона;
б) добровольного приведения себя в состояние
наркотического или токсического опьянения;
в) совершения им деяния, признанного в
установленном порядке общественно опасным.
7. На срок осуществления полномочий
освобождаются от призыва на военную службу и на
военные сборы депутаты различных уровней
(например, ст. 21 Закона Московской области "О
статусе депутата Московской областной Думы"
от 11 мая 1994 г. N 1/94-03; ст. 23 Федерального закона "О
статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N
3-ФЗ ).
В связи с наличием данного основания для
освобождения от призыва на военную службу
представляется целесообразным внесение его
отдельным подпунктом в комментируемый подпункт
Федерального закона "О воинской обязанности и
военной службе" так как в настоящее время
перечень оснований к освобождению,
предусмотренный этим Федеральный законом,
остается не полным.
8. В соответствии со ст.ст. 18 и 19 Положения о
призыве на военную службу граждан Российской
Федерации (утверждено постановлением
Правительства РФ от 1 июня 1999 г. N 587) контроль за
сохранением у призывника оснований для
освобождения от призыва на военную службу
возлагается на военного комиссара. Призывник, у
которого утрачены основания для освобождения от
призыва на военную службу, подлежит призыву на
военную службу на общих основаниях.
Комментарий к п. 2
9. Не подлежат призыву на военную службу граждане,
имеющие неснятую и непогашенную судимость, а
также находящиеся под следствием или судом либо
отбывающие назначенное судом уголовное
наказание (кроме штрафа и лишения права занимать
определенные должности).
Лица, отбывающие наказание в виде обязательных
работ, исправительных работ, ограничения
свободы, ареста или лишения свободы, призыву не
подлежат вследствие отсутствия возможности
проходить военную службу (лицо изолировано от
общества) либо возложения на них обязанностей,
которые не совместимы с исполнением
обязанностей военной службы.
Обязательные работы заключаются в выполнении
осужденным в свободное от основной работы или
учебы время бесплатных общественно полезных
работ, вид которых определяется органами
местного самоуправления. Обязательные работы
устанавливаются на срок от шестидесяти до
двухсот сорока часов и отбываются не свыше
четырех часов в день (ст. 49 УК РФ).
В соответствии со ст. 50 УК РФ исправительные
работы заключаются в том, что из заработка
осужденного производятся удержания в размере,
установленном приговором суда, в пределах от
пяти до двадцати процентов. Они назначаются на
срок от двух месяцев до двух лет, отбываются по
месту работы осужденного. Удержания
производятся в доход государства.
Ограничение свободы состоит в содержании
осужденного, достигшего к моменту вынесения
судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в
специальном учреждении без изоляции от общества
в условиях осуществления за ним надзора и
назначается: лицам, осужденным за совершение
умышленных преступлений и не имеющим судимости, -
на срок от одного года до трех лет, а лицам,
осужденным за преступления, совершенные по
неосторожности, - на срок от одного года до пяти
лет.
Арест заключается в содержании осужденного в
условиях строгой изоляции от общества и
устанавливается на срок от одного до шести
месяцев.
Лишение свободы имеет своей целью изоляцию
осужденного от общества (на определенный срок, от
шести месяцев до 20 лет, или пожизненно).
10. Судимость лица может быть либо погашена, либо
снята, как правило, по истечении определенного
срока.
Погашение судимости есть автоматическое ее
аннулирование, которое происходит при
определенных условиях. УК РФ распространяет
погашение судимости по истечении определенных
сроков после отбытия наказания на всех
осужденных, без какого-либо исключения.
Судимость погашается независимо от категории
совершенного преступления при благоприятном
истечении испытательного срока, назначенного
условно осужденному лицу (п. "а" ст. 86 УК РФ), и
по истечении одного года после отбытия
назначенного судом наказания, не связанного с
лишением свободы (п. "б" ст. 86 УК РФ). В других
случаях, когда лицу было назначено наказание в
виде лишения свободы, погашение судимости
зависит от того, насколько тяжкое преступление
было им совершено. При совершении преступлений
небольшой и средней тяжести судимость
погашается по истечении 3 лет, при совершении
тяжкого преступления - 6 лет, при совершении особо
тяжкого преступления - 8 лет после отбытия
наказания. Срок погашения судимости начинает
исчисляться с момента отбытия основного и
дополнительного наказаний.
Судимость может быть снята актами амнистии,
которая объявляется Государственной Думой
Федерального Собрания Российской Федерации в
отношении индивидуально не определенного круга
лиц, или помилования (осуществляется Президентом
Российской Федерации в отношении индивидуально
определенного лица). При безупречном поведении
лицо может ходатайствовать о снятии с него
судимости до истечения установленного срока.
Очень важное (для правового статуса гражданина)
положение содержится в ч. 6 ст. 86 УК РФ. Погашение
или снятие судимости аннулирует все ее правовые
последствия, т.е. с этого момента она не
учитывается ни при совершении нового
преступления, ни в общегражданском смысле. После
погашения или снятия судимости гражданин
перестает быть лицом, не подлежащим призыву на
военную службу, и призывается на общих
основаниях.
11. До момента окончания дознания или
предварительного следствия лица, в отношении
которых они ведутся, не подлежат призыву на
военную службу.
В соответствии со ст. 121 УПК РСФСР по делам, по
которым производство предварительного
следствия обязательно, дознание должно быть
закончено не позднее десяти суток со дня
возбуждения дела. По делам, по которым
производство предварительного следствия не
обязательно, дознание должно быть закончено не
позднее одного месяца со дня возбуждения
уголовного дела. Срок дознания может быть
продлен прокурором, непосредственно
осуществляющим надзор за производством
дознания, но не более чем на один месяц.
Предварительное следствие по уголовным делам
должно быть закончено не позднее чем в
двухмесячный срок. Срок предварительного
следствия может быть продлен районным, городским
прокурором, военным прокурором гарнизона,
объединения, соединения и приравненными к ним
прокурорами до трех месяцев. Прокурор субъекта
Российской Федерации, военный прокурор округа,
группы войск, флота, Ракетных войск
стратегического назначения, Федеральной
пограничной службы Российской Федерации и
приравненные к ним прокуроры или их заместители
могут продлить срок предварительного следствия
до шести месяцев. Дальнейшее продление срока
может быть произведено только в исключительных
случаях Генеральным прокурором Российской
Федерации или его заместителем.
В суде дело должно быть начато рассмотрением не
позднее четырнадцати суток с момента вынесения
судьей постановления о назначении судебного
заседания.
12. При рассмотрении вопроса об освобождении
гражданина от исполнения воинской обязанности
или от призыва на военную службу призывной
комиссии представляются подлинники следующих
документов:
а) признанного не годным или ограниченно годным к
военной службе по состоянию здоровья:
акт исследования состояния здоровья с указанием
результатов проведенных исследований и
поставленного диагноза, выписка из истории
болезни, заверенные подписями главного врача и
лечащего врача медицинского учреждения и
оттиском печати медицинского учреждения;
лист медицинского освидетельствования с
заключением врачей-специалистов о категории
годности призывника;
карта медицинского освидетельствования
гражданина, подлежащего призыву на военную
службу.
Гражданин, признанный не годным к военной службе,
освобождается от исполнения воинской
обязанности, а признанный ограниченно годным к
военной службе - от призыва на военную службу;
б) прошедшего военную службу в другом
государстве - выписка из учетного воинского
документа с нотариально заверенным переводом на
русский язык или справка из воинской части, в
которой гражданин проходил военную службу, с
таким же образом заверенным переводом ее;
в) имеющего ученую степень кандидата или доктора
наук - документ, подтверждающий наличие у него
ученой степени;
г) в случае гибели (смерти) отца, матери, родного
брата, родной сестры в связи с исполнением ими
обязанностей военной службы - свидетельство о
смерти и извещение воинской части в адрес
военного комиссариата об их гибели (смерти).
В указанных случаях решением призывной комиссии
гражданин освобождается от исполнения воинской
обязанности или зачисляется в запас и на
основании выписки из протокола заседаний
призывной комиссии ему выдается военный билет
установленного образца.
Кроме того, признается не подлежащим призыву на
военную службу гражданин, в отношении которого
военным комиссариатом получены документы:
отбывающий наказание в виде обязательных работ,
исправительных работ, ограничения свободы или
ареста - сообщение суда о вступлении приговора в
силу;
имеющий неснятую или непогашенную судимость за
совершение преступления, - предъявивший справку
об освобождении или при получении сообщения о
вступлении приговора в силу;
в отношении которого ведется дознание либо
предварительное следствие или уголовное дело в
отношении которого передано в суд -
соответствующее сообщение об этом органа
предварительного следствия, суда.
Гражданин, признанный не подлежащим призыву на
военную службу, на заседание призывной комиссии
не вызывается. Его личное дело помещается в
соответствующий раздел картотеки личных дел
призывников. Если по достижении 27-летнего
возраста гражданин по перечисленным основаниям
не стал подлежать призыву, то решением призывной
комиссии он зачисляется в запас и на основании
выписки из протокола заседаний призывной
комиссии ему выдается военный билет
установленного образца.
13. При определении перечня лиц, не подлежащих
призыву на военную службу, призывной комиссии
необходимо учитывать и то, что не подлежат
призыву на данную службу граждане Российской
Федерации, назначенные на должность рядового или
начальствующего состава, стажеры, курсанты и
слушатели учебных заведений Министерства
внутренних дел Российской Федерации (ст. 21
постановления Верховного Совета РФ "Об
утверждении Положения о службе в органах
внутренних дел Российской Федерации и текста
Присяги сотрудника органов внутренних дел
Российской Федерации" от 23 декабря 1992 г. N 4202-I (с
изм. от 24 декабря 1993 г.), а также личный состав
Государственной противопожарной службы, включая
лиц призывного возраста, принятых на службу в
пределах численности Государственной
противопожарной службы, установленной
Правительством Российской Федерации, в том числе
слушатели и курсанты пожарно-технических
учебных заведений (ст. 7 Федерального закона "О
пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ
(с изм. и доп. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24
января 1998 г.).