Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"

(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)

 

 Предыдущий   Cледующий   Статья закона   Оглавление 

Статья 31.Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу


Комментарий к п. 1

1. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.
Призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390.
Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, на заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть в целях прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования (далее именуются - военные комиссариаты).
Вручение повесток производится под расписку работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций, а также ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов местного самоуправления, как правило, не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки призывников на заседание призывной комиссии или призывной пункт. Оповещение призывников должно быть завершено до начала работы призывной комиссии. Вызову на заседание призывной комиссии подлежат все призывники.
После оповещения призывников глава органа местного самоуправления составляет график работы призывной комиссии и листы явки призывников с указанием дней работы призывной комиссии.
Явка призывников, проживающих за пределами населенных пунктов, в которых создаются призывные комиссии, проводится, как правило, в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и (или) организаций.
Прибытие на заседание призывной комиссии призывников, которым не представилось возможным вручить повестки в установленном порядке, обеспечивается органами внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.
Председатель призывной комиссии контролирует явку призывников на заседание призывной комиссии и в отношении отсутствующих лиц принимает меры по установлению причин их неявки.
В случае уклонения призывника от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссар направляет соответствующие материалы прокурору по месту жительства призывника для решения вопроса о привлечении его в соответствии с законодательством Российской Федерации к ответственности.
2. Призывники обязаны прибыть в военный комиссариат для последующей отправки на сборный пункт в исправной одежде и обуви, а отправляемые в воинские части в холодное время года или в местности с холодным климатом должны иметь теплую одежду и обувь.
Явка призывников в военный комиссариат для последующей их отправки на сборный пункт назначается, как правило, заблаговременно, с учетом времени прибытия на сборный пункт, ознакомления представителей воинских частей с призывниками и формирования воинских эшелонов (команд). На сборный пункт призывники направляются в организованном порядке в сопровождении представителей органов местного самоуправления и военных комиссариатов.
Во время нахождения призывников на сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденного министром обороны Российской Федерации. На сборном пункте при содействии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации организуется продажа товаров первой необходимости, а также проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками.
На сборном пункте разрешается иметь резерв призывников (до 3% от числа отправляемых в воинских эшелонах или командах), который используется при необходимости для пополнения эшелонов (команд) в случае заболевания отдельных призывников или невозможности их отправки по другим причинам. Задерживать на сборном пункте призывников, находящихся в резерве, более 3 суток или возвращать их в военные комиссариаты запрещается.
При отправке призывников со сборного пункта к месту прохождения военной службы в их документах персонального учета (военном билете и учетно-послужной карточке) записывается дата убытия со сборного пункта, которая заверяется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации.

Комментарий к п. 2

3. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, производится повестками военного комиссариата района (см. комментарий к п. 2 ст. 26).
В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований (приводятся выдержки из УК РФ об ответственности за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы).
В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

Комментарий к п. 3

4. Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас, организует и осуществляет военный комиссар. В этих целях граждане, зачисленные в запас, вызываются повестками военного комиссара на медицинское освидетельствование, которое проводится в соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе.
Оповещение граждан, зачисленных в запас, о явке на медицинское освидетельствование и к военному комиссару производится в таком же порядке, как и оповещение призывников.
После прохождения гражданином, зачисленным в запас, медицинского освидетельствования военный комиссар принимает в отношении его одно из следующих решений:
а) о призыве на военную службу;
б) о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
в) об освобождении от призыва на военную службу;
г) об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Гражданину, зачисленному в запас и призванному на военную службу, в военном комиссариате вручаются 2 экземпляра предписания об убытии к месту прохождения военной службы, получив которые, он самостоятельно убывает к месту ее прохождения.
После откомандирования гражданина, зачисленного в запас, к месту прохождения военной службы, его личное дело в 3-дневный срок высылается военным комиссариатом в воинскую часть, куда он направлен.
По прибытии гражданина, зачисленного в запас, в воинскую часть командир части делает об этом отметку на одном из экземпляров предписания, выданного военным комиссариатом, и возвращает его в этот военный комиссариат.

Комментарий к п. 4

5. В случае неявки без уважительной причины гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительной причиной неявки по вызову (повестке) военного комиссариата, при условии документального подтверждения, является:
- заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
По истечении действия уважительной причины граждане являются в военный комиссариат немедленно, без дополнительного вызова.
Ч. 1 ст. 328 УК РФ предусматривает, что в случае уклонения от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы виновный наказывается штрафом либо арестом, либо лишением свободы (см. комментарий к п. 2 ст. 28).
Ответственность по ч. 1 ст. 328 УК РФ несут лица, подлежащие призыву на военную службу. Ими могут быть только граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, а также граждане мужского пола того же возраста, окончившие государственные муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения.
Уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу несет гражданин, не явившийся по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в указанные место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, предусмотренных законом.
6. Под уклонением понимается неявка гражданина, отвечающего названным требованиям, в установленные повесткой место и день для отправки к месту службы. Состав преступления считается оконченным по истечении дня, указанного в повестке.
Уклонение от призыва на военную службу возможно и после явки гражданина в назначенные повесткой время и место, но до дня убытия из военного комиссариата к месту прохождения. Этот день образует начало военной службы, призывник становится военнослужащим и за уклонение от военной службы подлежит ответственности как за воинское преступление.
Неявка может быть сопряжена с другими активными действиями виновного, направленными на сокрытие от органов власти. Он может изменить место жительства, вызвать у себя заболевание, освобождающее от призыва на военную службу, предоставить в военный комиссариат подложные документы, дающие основания для освобождения от военной службы (например, свидетельство о рождении с измененным годом рождения, справку о рождении второго ребенка, об обучении в высшем учебном заведении и т.д.).
Способы оправдания неявки юридического значения не имеют. В случае подделки документов, дающих право на освобождение от военной службы, их похищения либо иного незаконного приобретения виновный отвечает дополнительно по соответствующей статье УК (ст.ст. 324, 325, 327).
Обязательное условие уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу - отсутствие законных оснований освобождения от военной службы. Перечень таких оснований изложен в ст. 23 комментируемого Закона.
Кроме оснований освобождения от призыва на военную службу ст. 24 Закона предусматривает обстоятельства, предоставляющие призывнику отсрочку от призыва на военную службу. Эти обстоятельства также должны включаться в основания освобождения от военной службы, о которых говорится в ч. 1 ст. 328 УК. Такой вывод следует, в частности, из того, что закон предоставляет военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, право на досрочное увольнение с военной службы при наличии основания как освобождения, так и отсрочки от призыва на военную службу (ст. 51 комментируемого Закона). Это свидетельствует об одинаковой юридической значимости указанных обстоятельств, и те и другие могут рассматриваться как основания для освобождения от военной службы.
Уклоняющийся от военной службы может осознавать наличие у него законных оснований для освобождения от военной службы и именно в связи с этим не явиться на призывной пункт, но он может и не осознавать этого, уклоняясь от военной службы из нежелания служить. Если при второй ситуации в процессе расследования будет установлено соответствующее основание, освобождающее призывника от призыва на военную службу, он не подлежит ответственности по ст. 328 УК.
Призывник, уклоняющийся от призыва на военную службу, ошибочно полагающий о существовании у него оснований для освобождения от нее, может быть признан субъектом данного преступления, однако добросовестность заблуждения и последующее исполнение решения военного комиссариата свидетельствуют об отсутствии общественной опасности деяния, вследствие чего оно не может быть признано преступным (ч. 2 ст. 14 УК).
7. При определении значимости причин неявки граждан на призывные пункты следует также учитывать, что неявка призывника на призывной пункт, обусловленная болезнью, лишившей его возможности это сделать, признается совершенной по уважительной причине.
8. Ст. 190.1 КоАП РСФСР от 20 июня 1984 г. (действующая редакция) предусматривает административную ответственность граждан в случае неявки без уважительных причин по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Неявка граждан по вызову в военный комиссариат без уважительных причин для приписки к призывному участку влечет предупреждение.

 

Картер гл передачи ОАО КАМАЗ КАМАЗ 2402015 5320
Hosted by uCoz