Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"

(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)

 

 Предыдущий   Cледующий   Статья закона   Оглавление 

Статья 55.Освобождение от военных сборов


Комментарий к п. 1

1. От военных сборов освобождаются граждане женского пола.
На практике возникают ситуации, когда женщина, прослужив в Вооруженных Силах почти 20 лет (в льготном исчислении), увольняется в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию. Учитывая то, что в соответствии со ст. 36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 26 июня 1993 г. N 605 (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 223), время прохождения военных сборов (со дня зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем делается соответствующая запись в учетно-воинских документах, заверяемая командиром (начальником штаба) воинской части, проводящей сборы, в случае прохождения сборов гражданка смогла бы приобрести право на пенсию за выслугу лет.
Представляется что освобождение женщин от военных сборов не равнозначно запрету на участие их в рассматриваемых мероприятиях, и при необходимости, по собственному желанию, женщины должны допускаться к прохождению рассматриваемых сборов.

Комментарий к пп. 2 - 3

2. От военных сборов помимо женщин также освобождаются:
а) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ (с изм. от 16 июля 1998 г.) предусматривает, что бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки;
б) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации;
в) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации;
г) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
д) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности - в период навигации;
е) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, - в период проведения таких работ;
ж) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
з) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;
и) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях - на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
к) граждане, уволенные с военной службы, - в течение двух лет со дня увольнения в запас.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части;
л) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
м) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным ст. 24 настоящего Федерального закона, за исключением оснований, предусмотренных подп. "г" и "д" п. 1 комментируемой статьи;
Законодатель в данном случае не освободил от военных сборов граждан, имеющих двух и более детей, а также имеющих ребенка в возрасте до трех лет. Представляется, что это сделано по причине множественности указанных случаев для населения России;
н) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
Освобождение от военных сборов данной категории граждан вызвано физической невозможностью этих граждан участвовать в рассматриваемых мероприятиях вследствие территориальной удаленности от Российской Федерации;
о) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, главы исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.
Ст. 23 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г.) предусматривает, что депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы.
Согласно уставам муниципальных образований глава муниципального образования и глава администрации осуществляют свои полномочия на постоянной основе. Если даже в уставе муниципального образования ничего об этом не говорится, представляется резонным предположить, что чрезвычайно широкий круг обязанностей этих выборных должностных лиц невозможно сочетать с другой работой.
Вышесказанное касается данных должностных лиц почти во всех муниципальных образованиях, кроме небольших сельских и городских поселений, где они могут действовать на непостоянной основе.
Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ предусматривает, что по просьбам религиозных организаций решением Президента Российской Федерации священнослужителям в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе в мирное время может предоставляться освобождение от военных сборов.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 г. N 76-ФЗ предусматривает, что после регистрации кандидаты по личному заявлению освобождаются от военных сборов со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов.
3. Военный комиссар вправе освободить гражданина от призыва на военные сборы при наличии уважительных причин.
Уважительными причинами для освобождения гражданина от призыва на военные сборы представляются:
- заболевание или увечье, связанное с утратой работоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными военным комиссаром или судом

 

Hosted by uCoz