Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"
(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)
Статья 7. Ответственность граждан и
должностных лиц за нарушение настоящего
Федерального закона
Комментарий к ст. 7
1. В зависимости от характера и тяжести
совершенного правонарушения в сфере применения
комментируемого Федерального закона граждане
могут нести уголовную, административную,
гражданско-правовую, материальную и
дисциплинарную ответственность.
2. КоАП РСФСР устанавливает административную
ответственность за неявку по вызову в военный
комиссариат без уважительных причин для
приписки к призывному участку, что влечет
наложение на гражданина административного
взыскания в виде предупреждения, а за нарушение
военнообязанными и призывниками правил
воинского учета, а также неявку по вызову в
военный комиссариат без уважительных причин, или
несвоевременное сообщение в учетный орган, где
граждане состоят на воинском учете, сведений об
изменении адреса места жительства, образования,
места работы и должности на гражданина может
быть наложено административное взыскание в виде
предупреждения или штрафа (ст. 191).
УК РФ предусматривает уголовную ответственность
за уклонение от прохождения военной и
альтернативной гражданской службы (ст. 328).
Уклонение от призыва на военную службу при
отсутствии законных оснований для освобождения
от этой службы наказывается штрафом в размере от
двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от двух до пяти
месяцев, либо арестом на срок от трех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до двух
лет.
Законными основаниями для освобождения от
военной службы являются: указанное в ч. 3 ст. 59
Конституции РФ противоречие между несением
военной службы и убеждениями или
вероисповеданием гражданина РФ; указанные в
комментируемом Федеральном законе возраст (для
мужчин - моложе 16 лет и старше 60 лет, для женщин -
моложе 18 лет и старше 50 лет), негодность или
ограниченная годность к военной службе по
состоянию здоровья, прохождение альтернативной
службы и др.
При отсутствии законных оснований для
освобождения уклонением от призыва на военную
службу (п. 1 комментируемой статьи) является
неявка лица на призывную комиссию в срок,
указанный в приказе военного комиссара, без
уважительной причины. К уважительным причинам
неявки к призыву в срок относятся также
обстоятельства, перечисленные в п. 2
комментируемой статьи.
Невозможность из-за заболевания или увечья
гражданина, связанных с утратой
трудоспособности, явиться для призыва в срок
должна быть официально засвидетельствована
врачом, так же, как и тяжелое состояние здоровья
отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного
брата, родной сестры, дедушки, бабушки или
усыновителя гражданина либо участие в похоронах
указанных лиц.
Препятствия, возникшие в результате действия
непреодолимой силы, например, стихийного
характера (пожар, наводнение, обвал в горах,
авария на транспорте и т.п.), должны быть
официально подтверждены администрацией или
органом милиции по месту жительства призывника.
Комментируемый Федеральный закон дает примерный
перечень уважительных причин неявки к месту
призыва. Поэтому к уважительным причинам неявки
можно отнести, кроме того, задержание призывника
органами власти (милицией, прокуратурой и проч.),
несвоевременное, не по его вине, вручение ему
повестки о явке, то обстоятельство, что он в силу
других объективных причин (например, участия его
в промысловой охоте, промысловом рыболовстве,
ином отхожем промысле) не знал о призыве на
военную службу лиц его года рождения, и т. п.
3. П. 3 комментируемой статьи содержит общую
дефиницию об ответственности лиц,
способствующих своими действиями уклонению
граждан от исполнения воинской обязанности либо
незаконному призыву граждан на военную службу, а
также препятствующих исполнению гражданами
воинской обязанности или не исполняющих
обязанности, установленные законодательными и
иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
4. КоАП РСФСР содержит следующие составы
административных правонарушений и
предусматривает наложение административных
взысканий в виде предупреждения или штрафа:
за непредставление руководителями или другими
ответственными за военно-учетную работу
должностными лицами жилищно-эксплуатационных
организаций, предприятий, учреждений,
организаций, учебных заведений и
домовладельцами в установленный срок в военные
комиссариаты списков юношей, подлежащих
приписке к призывным участкам, - предупреждение
или наложение штрафа (ст. 190.2);
за необеспечение руководителями или другими
ответственными за военно-учетную работу
должностными лицами предприятий, учреждений,
организаций, колхозов и учебных заведений по
требованию военных комиссариатов оповещения
военнообязанных и призывников об их вызове в
военные комиссариаты либо препятствование
своевременной явке граждан на сборные пункты или
призывные участки - предупреждение или наложение
штрафа (ст.190.4);
за несвоевременное представление
руководителями или другими ответственными за
военно-учетную работу должностными лицами
жилищно-эксплуатационных организаций,
предприятий, учреждений и организаций,
осуществляющих эксплуатацию домов, а также
домовладельцами в военные комиссариаты и
исполнительные комитеты местных Советов
народных депутатов, на которые возложено ведение
первичного учета военнообязанных и призывников,
домовых книг, карточек прописки и
учетно-воинских документов (военных билетов,
удостоверений о приписке к призывным участкам)
на жильцов, являющихся военнообязанными или
призывниками, для оформления приема на воинский
учет или снятия с учета, а также неоповещение их о
вызове в военные комиссариаты - предупреждение
или наложение штрафа (ст. 190.5);
за несообщение должностными лицами
врачебно-трудовых экспертных комиссий, на
которых возложена обязанность сообщать в
военные комиссариаты через отделы социального
обеспечения исполнительных комитетов районных,
городских, районных в городах Советов народных
депутатов сведений о всех военнообязанных и
призывниках, признанных инвалидами вне
зависимости от группы инвалидности, таких
сведений - предупреждение или наложение штрафа
(ст.190.6).
Решение о наложении взыскания по ст. 190.2
принимает Административная комиссия при
исполнительном органе местной власти (ст. 199 КоАП
РФ).
Вынесению решения предшествует составление
протокола об административном правонарушении
полномочным органом (в нашем случае - военным
комиссариатом).
Дела об обжаловании решений о наложении
административного взыскания подведомственны
судам общей юрисдикции (ст. 25 ГПК РСФСР).
5. Уголовная ответственность за злоупотребление
должностными полномочиями предусмотрена ст. 285
УК РФ, в соответствии с которой за использование
своих служебных полномочий вопреки интересам
службы, если это деяние совершено из корыстной
или иной личной заинтересованности и повлекло
существенное нарушение прав и законных
интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или
государства, должностные лица наказываются
штрафом, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься
определенной деятельностью, либо арестом, либо
лишением свободы.
Должностными лицами признаются лица, постоянно,
временно или по специальному полномочию
осуществляющие функции представителя власти
либо выполняющие
организационно-распорядительные,
административно-хозяйственные функции в
государственных органах, органах местного
самоуправления, государственных и муниципальных
учреждениях, а также в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках и воинских
формированиях Российской Федерации (примечание 1
к п. 1 ст. 285 УК РФ).
Судебная практика по делам о должностных
преступлениях была обобщена в постановлении
Пленума Верховного Суда СССР "О судебной
практике по делам о злоупотреблении властью или
служебным положением, превышении власти или
служебных полномочий, халатности и должностном
подлоге" от 30 марта 1990 г.. Это постановление
широко используется на практике. В настоящее
время оно не утратило силы.
Под использованием служебных полномочий вопреки
интересам службы понимаются действия, которые
совершаются должностным лицом в пределах своей
компетенции, но по своему содержанию заведомо
противоречат целям и задачам, ради достижения
которых функционирует соответствующий орган.
Использование служебных полномочий вопреки
интересам службы может совершаться как путем
активного поведения, так и путем бездействия.
Уголовная ответственность может наступить лишь
в том случае, если злоупотребление должностными
полномочиями было совершено лицом из корыстной
или иной личной заинтересованности. Мотив
корыстной заинтересованности предполагает
желание незаконно получить деньги, имущество,
материальные блага или иную имущественную
выгоду либо желание путем злоупотребления своим
должностным положением освободиться от выплат
материальных обязательств - возмещения ущерба,
уплаты долга за счет организации, в которой лицо
занимает должность, либо за счет обслуживаемых
этой организацией граждан.
Иная личная заинтересованность может выражаться
в стремлении извлечь выгоду неимущественного
характера, руководствуясь такими побуждениями,
как карьеризм, протекционизм, семейственность,
желанием приукрасить действительное положение
вещей, получить взаимную услугу, заручиться
поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть
свою некомпетентность и т.д. (см. п. 17
постановления Пленума Верховного Суда от 30 марта
1990 г.). Иная личная заинтересованность может быть
вызвана желанием извлечь выгоду для себя лично
или для другого лица, в судьбе которого
должностное лицо было заинтересовано.
Субъектом рассматриваемого преступления может
быть, во-первых, только государственный служащий,
во-вторых, только тот государственный служащий,
который является должностным лицом в
соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ.
Понятие государственного служащего дается в ст. 3
Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации"
(СЗ РФ. - 1995. - N 31. - Ст. 2990), в соответствии с которой
государственным служащим является гражданин РФ,
исполняющий обязанности по государственной
должности за денежное вознаграждение,
выплачиваемое за счет средств федерального
бюджета или средств бюджета субъекта Федерации.
Организационно-распорядительные функции
осуществляют те должностные лица, которые
руководят трудовым коллективом, осуществляют
подбор и расстановку кадров, организацию труда
подчиненных, поддержание трудовой дисциплины в
государственном органе, органе местного
самоуправления, государственном или
муниципальном учреждении, в Вооруженных Силах РФ
или ином воинском формировании РФ. Это могут быть
руководители министерства или государственного
комитета, их заместители, руководители
структурных подразделений государственных
органов.
Под административно-хозяйственными
обязанностями следует понимать полномочия по
управлению или распоряжению государственным
имуществом, его хранением, реализацией, по
обеспечению контроля за этими операциями в
государственном органе или в органе местного
самоуправления, в соответствующих учреждениях и
в воинских формированиях.
Не являются должностными лицами те
государственные служащие, которые выполняют
сугубо профессиональные или технические
обязанности в государственных и муниципальных
органах. Но если эти лица кроме исполнения своих
профессиональных обязанностей наделены также
функциями организационно-распорядительного или
административно-хозяйственного характера, то
они несут ответственность как должностные лица
(см. п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от
30 марта 1990 г.). Такая ситуация может иметь место,
если, например, врач муниципальной больницы,
будучи привлечен к работе призывной комиссии,
путем злоупотребления предоставленными ему
полномочиями совершает юридически значимые
действия, т.е. выносит заключение о негодности
или ограниченной годности гражданина к военной
службе по тем или иным заболеваниям, что может
явиться основанием предоставления отсрочки от
призыва или освобождения от исполнения воинской
обязанности в какой-либо ее форме.
6. Превышение должностных полномочий влечет
уголовную ответственность за совершение
должностным лицом действий, явно выходящих за
пределы его полномочий и повлекших существенное
нарушение прав и законных интересов граждан или
организаций либо охраняемых законом интересов
общества или государства (ст.286 УК РФ).
Преступление, ответственность за которое
предусмотрена комментируемой статьей, является
особым видом злоупотребления должностного лица
своим служебным положением. В п. 11 постановления
Пленума Верховного Суда от 30 марта 1990 г. сказано,
что различие между названными должностными
преступлениями состоит в том, что при
злоупотреблении должностное лицо незаконно,
вопреки интересам службы использует
предоставленные ему полномочия, а при превышении
должностных полномочий оно совершает действия,
явно выходящие за пределы его служебной
компетенции.
Действиями, явно выходящими за пределы
полномочий должностного лица, по разъяснению
указанного выше постановления Пленума
Верховного Суда от 30 марта 1990 г., могут быть: а)
действия, относящиеся к полномочиям другого
должностного лица, должностного лица другого
ведомства или коллективного органа; б) действия,
которые могут быть совершены этим должностным
лицом, но при наличии определенных
обстоятельств, например с согласия вышестоящего
начальника; в) действия, которые никто и ни при
каких обстоятельствах не может совершить
(например, применение насилия к гражданину,
пришедшему на прием к данному должностному лицу).
Признак "явного" нарушения означает
очевидность, бесспорность выхода совершаемых
действий за пределы собственных полномочий.
Субъектом указанного преступления может быть
только должностное лицо из числа
государственных служащих.
7. Ст. 290 УК РФ предусматривает уголовную
ответственность за получение должностным лицом
лично или через посредника взятки в виде денег,
ценных бумаг, иного имущества или выгод
имущественного характера за действия
(бездействие) в пользу взяткодателя или
представляемых им лиц, если такие действия
(бездействие) входят в служебные полномочия
должностного лица либо оно в силу должностного
положения может способствовать таким действиям
(бездействию), а равно за общее покровительство
или попустительство по службе, а также за
незаконные действия (бездействие).
УК РФ в понятие взятки включил как деньги, ценные
бумаги, так и иные имущественные выгоды. Такими
выгодами могут быть предоставление санаторных
или туристических путевок, проездных билетов,
производство ремонтных, реставрационных,
строительных и иных работ (см. п. 4 постановлении
Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. "О
судебной практике по делам о взяточничестве").
ГК РФ в ст. 575 установил запрет дарения
государственным служащим, служащим
муниципальных учреждений и ряду других лиц
подарков, сумма которых превышает пять
минимальных размеров оплаты труда. Из этого
можно сделать вывод, что пять минимальных
размеров оплаты труда - это та граница, которая
отделяет подарок от взятки.
Взятка получается должностным лицом за
совершение или несовершение каких-либо действий
в пользу взяткодателя либо другого лица, которое
представляет взяткодатель, в том числе членов
его семьи. Действия, совершаемые за взятку, могут
быть четырех видов: а) эти действия могут входить
в обычные служебные полномочия должностного
лица; б) эти действия могут не входить в
непосредственные полномочия этого должностного
лица, но в силу своего авторитета, влияния лицо,
получившее взятку, может способствовать
совершению действий или их несовершению в пользу
взяткодателя или представляемого им лица; в)
должностное лицо за взятку может оказывать общее
покровительство, например, необоснованно, без
каких-либо заслуг продвигать взяткодателя по
службе, представлять его к премиям, наградам и
т.п.; г) за взятку должностное лицо может
оказывать попустительство, т.е. скрывать
допущенные взяткодателем ошибки и упущения по
службе.
8. Уголовная ответственность за служебный подлог,
т.е. внесение должностным лицом, а также
государственным служащим или служащим органа
местного самоуправления, не являющимся
должностным лицом, в официальные документы
заведомо ложных сведений, а равно внесение в
указанные документы исправлений, искажающих их
действительное содержание, если эти деяния
совершены из корыстной или иной личной
заинтересованности, предусмотрена ст. 292 УК РФ.
Субъектом указанного преступления могут быть
любой государственный служащий или служащий
органа местного самоуправления, как должностное
лицо, так и не должностное лицо.
Предметом преступления являются официальные
документы, т.е. письменные акты, выдаваемые
органом государственной власти и
предоставляющие права или освобождающие от
обязанностей, удостоверяющие определенные
факты, события, иные обстоятельства, имеющие
юридическое значение. Такими документами
следует считать и официальные регистрационные
книги, журналы, другие подобные документы
(например, Книгу записей актов гражданского
состояния).
Способ совершения служебного подлога может
заключаться во внесении в соответствующий
официальный документ заведомо ложных сведений
либо во внесении в них таких исправлений, которые
искажают их действительное содержание. Это может
быть исправление фамилии, даты рождения или
смерти, изменение денежной суммы и т. д.
9. Если действия должностных и иных перечисленных
лиц не были совершены из корыстной или иной
личной заинтересованности или не повлекли
существенного нарушения прав и интересов
граждан, организаций либо охраняемых законом
интересов общества или государства, такие лица
не подлежат уголовной ответственности, но их
действия могут быть квалифицированы как
дисциплинарный проступок с назначением
соответствующего взыскания согласно ст.ст.135 - 136
КЗоТ РФ.
За нарушение трудовой дисциплины администрация
предприятия, учреждения, организации применяет
следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание;
2) выговор; 3) строгий выговор; 4) увольнение (пп. 3, 4,
7, 8 ст. 33 и п. 1 ст. 254 КЗоТ РФ).
При наложении дисциплинарного взыскания должны
учитываться тяжесть совершенного проступка,
обстоятельства, при которых он совершен,
предшествующая работа и поведение работника.
Основанием для применения дисциплинарного
взыскания является дисциплинарный проступок,
под которым понимается противоправное, виновное
неисполнение или ненадлежащее исполнение
работником его трудовых обязанностей.
Противоправным считается действие или
бездействие, нарушающее требования закона или
подзаконных актов, устанавливающих трудовые
обязанности работника. Невыполнение приказов и
распоряжений администрации, изданных с
нарушением законодательства, судебной практикой
не признается противоправным.
Следующим обязательным элементом состава
дисциплинарного проступка является вина
работника в любой форме (умысла или
неосторожности).
При применении меры взыскания администрацией
при общей дисциплинарной ответственности должны
учитываться степень тяжести проступка, вред,
причиненный им, обстоятельства, при которых он
совершен, и общая характеристика лица,
совершившего дисциплинарный проступок. Причем
совсем не обязательно сохранять
последовательность взысканий, указанных в ст. 135
КЗоТ РФ. При этом решение о применении взыскания
принадлежит администрации, которая может и не
применять его, хотя проступок и имел место, а
ограничиться устным замечанием, беседой и т.п.
Порядок наложения дисциплинарных взысканий
установлен ст. 136 КЗоТ РФ. До применения
дисциплинарного взыскания от работника должно
быть затребовано письменное объяснение.
Дисциплинарное взыскание применяется
непосредственно за обнаружением проступка, но не
позднее одного месяца со дня его обнаружения, не
считая времени болезни работника или пребывания
его в отпуске. Взыскание не может быть применено
позднее шести месяцев со дня совершения
проступка, а по результатам ревизии или проверки
финансово-хозяйственной деятельности - не
позднее двух лет со дня его совершения. В
указанные сроки не включается время
производства по уголовному делу.
За каждый проступок может быть применено только
одно дисциплинарное взыскание. Приказ
(распоряжение) или постановление о применении
дисциплинарного взыскания с указанием мотивов
его применения объявляется (сообщается)
работнику, подвергнутому взысканию, под
расписку.
10. Государственные служащие несут
дисциплинарную ответственность в соответствии
со ст. 14 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации".
За неисполнение или ненадлежащее исполнение
государственным служащим возложенных на него
обязанностей (должностной проступок) на
государственного служащего могут налагаться
органом или руководителем, имеющим право
назначать государственного служащего на
государственную должность государственной
службы, следующие дисциплинарные взыскания: 1)
замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4)
предупреждение о неполном служебном
соответствии; 5) увольнение.
Государственный служащий, допустивший
должностной проступок, может быть временно (но не
более чем на месяц), до решения вопроса о его
дисциплинарной ответственности, отстранен от
исполнения должностных обязанностей с
сохранением денежного содержания. Отстранение
государственного служащего от исполнения
должностных обязанностей в этом случае
производится распоряжением вышеуказанного
руководителя.
Однократным грубым нарушением дисциплины в
системе государственной службы, влекущим
применение к виновным должностным лицам и
работникам федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации мер
дисциплинарной ответственности, вплоть до
освобождения от занимаемой должности, являются:
нарушение федеральных законов, указов
Президента Российской Федерации;
неисполнение или ненадлежащее исполнение
федеральных законов, указов Президента
Российской Федерации и вступивших в законную
силу решений судов (см. п. 1 Указа Президента РФ
"О мерах по укреплению дисциплины в системе
государственной службы" от 6 июня 1996 г. N 810 // СЗ
РФ. - 1996. - N 24. - Ст. 2868).
11. Гражданско-правовая ответственность
должностных лиц за нарушение комментируемого
Федерального закона может возникнуть вследствие
причинения вреда государственными органами,
органами местного самоуправления и их
должностными лицами. Такой вред может наступить
при призыве на военную службу лиц, не подлежащих
призыву по состоянию здоровья, имеющих право на
отсрочку и т.д.
Ст. 1069 ГК РФ устанавливает единый режим
ответственности за действия государственных
органов и органов местного самоуправления, вне
зависимости от того, идет ли речь об издании
правовых актов или о незаконных действиях в
области административного управления. И в том и в
другом случае причиненный вред возмещается не
самим причинителем непосредственно, а за счет
казны Российской Федерации, казны субъекта РФ
или казны муниципального образования.
От имени казны, как это предусмотрено ст. 1071 ГК,
выступают соответствующие финансовые органы.
Вместе с тем согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях,
предусмотренных законом и иными правовыми
актами, от имени Российской Федерации, субъекта
РФ или муниципального образования могут
выступать по их поручению другие органы,
юридические лица и граждане. Следовательно,
финансовые органы выступают всегда в силу
закона, а другие органы, юридические лица и
граждане - на основании поручения, содержащегося
в нормативном акте, или заключенного с ними
договора на представительство интересов
соответствующего субъекта.
Ответственность наступает при наличии вины в
действиях государственных и муниципальных
органов и их должностных лиц.
В соответствии со ст. 1069 ГК вред возмещается за
счет казны Российской Федерации, казны субъекта
РФ или казны муниципального образования.
Особенности условий ответственности по ст. 1069
потребуют, очевидно, установления специального
процессуального порядка рассмотрения
соответствующих требований.
Ст. 1069 ГК, называя в качестве основания
наступления ответственности за причиненный вред
незаконные действия (бездействие)
государственных органов, органов местного
самоуправления и их должностных лиц, выделяет
среди этих действий издание акта, не
соответствующего закону или иному правовому
акту. Тем самым разграничивается совершение
государственными органами, органами местного
самоуправления и их должностными лицами актов
ненормативного характера (индивидуальные акты в
области административного управления) и издание
нормативных актов. Для возложения имущественной
ответственности за вред, причиненный актами как
ненормативного, так и нормативного характера,
необходимо, чтобы соответствующие акты были
признаны недействительными. В силу ст. 13 ГК
ненормативный акт признается недействительным
решением суда (имеются в виду общие и арбитражные
суды).
Признание ненормативного акта недействительным
и возмещение причиненного в связи с его
совершением вреда производится в одном процессе.
Нормативные акты, т.е. акты, устанавливающие
правовые нормы (правила поведения), обязательные
для неопределенного круга лиц и рассчитанные на
неоднократное применение, могут признаваться
недействительными в случаях, предусмотренных
законом. Такие акты чаще признаются
недействительными по требованию прокуроров как
в судебном, так и административном порядке (см. п.
2 ст. 22 Закона РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре
Российской Федерации" в ред.Федерального
закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ с изм. и доп. // СЗ РФ.
- 1995. - N 47. - Ст. 4472).
Признание актов "не подлежащими применению"
в связи с противоречием их Конституции РФ
осуществляется и Конституционным Судом.
ГК РФ предоставил Российской Федерации, субъекту
Федерации и муниципальному образованию право
предъявить регрессный иск к виновному
должностному лицу в размере выплаченного
возмещения, если иной размер не установлен
законом (п. 1 ст. 1081).
12. В соответствии со ст.119 КЗоТ РФ за ущерб,
причиненный предприятию, учреждению,
организации при исполнении трудовых
обязанностей, работники, по вине которых
причинен ущерб, несут материальную
ответственность в размере прямого
действительного ущерба, но не более своего
среднего месячного заработка.
Материальная ответственность свыше среднего
месячного заработка допускается лишь в случаях,
указанных в законодательстве.
Таким образом, трудовое законодательство
предусматривает два вида материальной
ответственности: ограниченную и полную.
При ограниченной материальной ответственности
работник возмещает ущерб в заранее
установленных пределах. Таким пределом, как
правило, является средний месячный заработок
(при условии, что сумма ущерба превышает его).
Однако если сумма ущерба не более этого предела,
взысканию подлежит лишь сумма ущерба.
При полной материальной ответственности ущерб
подлежит возмещению в полном объеме без
каких-либо ограничений.
Ст. 119 КЗоТ не содержит перечня случаев
причинения ущерба, за которые наступает
материальная ответственность в пределах
среднего месячного заработка работника. Поэтому
она должна возлагаться тогда, когда ущерб
причинен организации при наличии всех указанных
выше условий (прямого или действительного
ущерба, вины, противоправности и причинной связи
между проступком работника и материальным
ущербом, но при отсутствии оснований для
возложения материальной ответственности в более
высоком размере).
Ограниченная материальная ответственность
работника в закрепленном в ст. 119 пределе
определяется исходя из среднего месячного
заработка, получаемого им на день обнаружения
ущерба.
К материальной ответственности государственные
служащие привлекаются в соответствии с трудовым
законодательством.