Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"
(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)
Статья 29.Призывная комиссия субъекта
Российской Федерации
Комментарий к пп. 1 и 2
1. Для осуществления методического руководства
призывными комиссиями, контроля за их
деятельностью и выполнения иных задач,
определенных комментируемым Законом, решением
главы органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации создается призывная
комиссия субъекта Российской Федерации.
2. Призывная комиссия субъекта Российской
Федерации организует медицинский осмотр
призывников перед отправкой их к месту
прохождения военной службы.
Проведение по решению призывной комиссии
субъекта Российской Федерации медицинского
осмотра граждан, призванных на военную службу,
перед направлением их к месту службы, проведение
контрольного освидетельствования граждан,
получивших отсрочку или освобождение от призыва
на военную службу по состоянию здоровья, а также
граждан, заявивших о несогласии с решением
призывной комиссии о категории годности их к
военной службе возлагается на ВВК военного
комиссариата субъекта Российской Федерации.
Медицинский осмотр граждан перед направлением к
месту службы проводится в целях исключения
случаев призыва на военную службу граждан, не
подлежащих призыву на военную службу по
состоянию здоровья, методом проверки
обоснованности заключений врачей-специалистов,
уточнения категории годности гражданина к
военной службе, показателя предназначения для
прохождения военной службы и устранения
допущенных недостатков.
К медицинскому осмотру привлекаются
врачи-специалисты: хирург, терапевт,
невропатолог, психиатр, оториноларинголог,
окулист, стоматолог, дерматовенеролог.
Лабораторные и инструментальные исследования
проводятся по показаниям.
Если в результате медицинского осмотра у
гражданина выявлены отклонения в состоянии
здоровья, препятствующие направлению его к месту
службы или изменяющие категорию его годности к
военной службе, врачом-специалистом оформляется
лист медицинского освидетельствования, а
призывная комиссия субъекта Российской
Федерации отменяет решение нижестоящей
призывной комиссии, о чем объявляется
гражданину. Карта медицинского
освидетельствования гражданина, подлежащего
призыву, лист медицинского освидетельствования,
а также выписка из книги протоколов призывной
комиссии субъекта Российской Федерации,
заверенная печатью военного комиссариата, при
сопроводительном служебном письме направляются
в призывную комиссию, решение которой отменено
(ст. 116 Инструкции о порядке проведения
военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах
Российской Федерации (с изм. от 22 января 1999 г.
//Приложение к приказу Минобороны РФ от 22
сентября 1995 г. N 315).
3. Призывная комиссия субъекта Российской
Федерации организует контрольное медицинское
освидетельствование граждан, получивших
освобождение от призыва на военную службу и
воинской обязанности или получивших отсрочку от
призыва на военную службу по состоянию здоровья,
в порядке, определенном Инструкцией о порядке
проведения военно-врачебной экспертизы в
Вооруженных Силах Российской Федерации.
Обоснованность предоставления гражданам
отсрочек или освобождения от призыва на военную
службу по состоянию здоровья проверяется путем
изучения личных дел всех граждан, получивших
отсрочку или освобождение от военной службы.
По результатам проверки документов призывная
комиссия субъекта Российской Федерации в
учетной карте гражданина, подлежащего призыву на
военную службу, делает отметку об утверждении
решения призывной комиссии или о направлении
гражданина на контрольное освидетельствование.
Контрольному освидетельствованию подлежат
также граждане, заявившие о несогласии с
решениями призывных комиссий о категории их
годности к военной службе по состоянию здоровья.
Контрольное освидетельствование проводится по
плану работы призывной комиссии субъекта
Российской Федерации. О сроках, месте проведения
контрольного освидетельствования и гражданах,
подлежащих контрольному освидетельствованию,
призывная комиссия субъекта Российской
Федерации своевременно извещает военные
комиссариаты.
На контрольное освидетельствование гражданин
направляется с личным делом и медицинскими
документами (медицинская карта амбулаторного
больного, рентгенограммы, протоколы специальных
методов исследования, акты исследования
состояния здоровья, а на лиц, находившихся на
стационарном обследовании, кроме того -
медицинская карта стационарного больного),
подтверждающими установленный диагноз и
вынесенное заключение. По окончании
контрольного освидетельствования указанные
документы возвращаются в военный комиссариат по
месту призыва гражданина.
Если в результате контрольного
освидетельствования гражданина изменяется
категория его годности к военной службе,
врачом-специалистом оформляется лист
медицинского освидетельствования (приложение 6 к
Инструкции), а призывная комиссия субъекта
Российской Федерации отменяет решение
нижестоящей призывной комиссии, о чем
объявляется гражданину. Лист медицинского
освидетельствования, а также выписка из книги
протоколов призывной комиссии субъекта
Российской Федерации, заверенная печатью
военного комиссариата субъекта Российской
Федерации, при сопроводительном служебном
письме направляются в призывную комиссию,
решение которой отменено.
Если в результате контрольного
освидетельствования решение призывной комиссии
не изменяется, то в книге протоколов призывной
комиссии субъекта Российской Федерации и
учетной карте гражданина, подлежащего призыву на
военную службу, делается краткая запись о его
утверждении, лист медицинского
освидетельствовани я при этом не оформляется (ст.
117 Инструкции о порядке проведения
военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах
Российской Федерации (с изм. от 22 января 1999 г. //
Приложение к приказу Минобороны РФ от 22 сентября
1995 г. N 315).
4. Призывная комиссия субъекта Российской
Федерации осуществляет иные полномочия,
предусмотренные п.2 комментируемой статьи
Закона.
Комментарий к п. 3
5. Призывная комиссия субъекта Российской
Федерации имеет право отменять решения
нижестоящих призывных комиссий.
Решения призывной комиссии субъекта Российской
Федерации об отмене решения призывной комиссии
района или утверждении ее решения об
освобождении гражданина от исполнения воинской
обязанности, от призыва на военную службу или о
предоставлении ему отсрочки от призыва по
состоянию здоровья заносятся в книгу протоколов
заседаний призывной комиссии субъекта
Российской Федерации и в конце рабочего дня
подписываются председателем призывной комиссии
и ее членами. Личные дела призывников с
оформленными в установленном порядке выписками
из решений призывной комиссии субъекта
Российской Федерации по истечении срока
надобности, но не позднее месячного срока по
завершени призыва граждан на военную службу,
возвращаются в военные комиссариаты районов.
При отмене решения о призыве гражданина,
доставленного на сборный пункт для отправки к
месту прохождения военной службы, военному
комиссару района направляется служебное письмо
с указанием причины, по которой он возвращен в
военный комиссариат района. Такие граждане
учитываются в книге учета призывников,
возвращенных со сборного пункта. В этом случае
начальником сборного пункта в первом и втором
экземплярах именного списка делается
соответствующая отметка, которая заверяется
мастичной гербовой печатью военного
комиссариата субъекта Российской Федерации.
Призывники, возвращенные со сборного пункта,
повторно вызываются на призывную комиссию для
решения вопроса о призыве этих лиц на военную
службу с учетом решения призывной комиссии
субъекта Российской Федерации.
Служебное письмо хранится в военном
комиссариате района вместе с 2-м и 3-м
экземплярами именных списков.
6. Штабы военных округов оказывают помощь
призывным комиссиям субъектов Российской
Федерации и военным комиссариатам субъектов
Российской Федерации в методическом руководстве
деятельностью призывных комиссий.
Комментарий к п. 4
7. Для обжалования решения призывной комиссии
субъекта Российской Федерации предусмотрен
только судебный порядок.
Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан"
от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 устанавливает предельные
сроки обращения с жалобой в суд общей юрисдикции.
Если гражданин обращается в суд непосредственно,
минуя административный порядок обжалования, то в
этом случае он должен подать жалобу в течение
трех месяцев со дня, когда ему стало известно о
нарушении его права. Если же гражданин вначале
использовал административный порядок
обжалования, то в этой ситуации срок в один месяц
будет исчисляться со дня получения гражданином
письменного уведомления об отказе вышестоящего
органа в удовлетворении его жалобы или со дня
истечения месячного срока после подачи жалобы,
если гражданину не был дан на нее письменный
ответ, что приравнивается к молчаливому отказу.
Введение подобных норм, регламентирующих срок
обращения за защитой, нельзя рассматривать как
ограничение прав граждан. В необходимых случаях
он может быть продлен, восстановлен судом с
учетом уважительных причин. Такой порядок
позволяет исключить возможность подачи
"запоздалой" жалобы, когда вопросы, поднятые
в ней, уже потеряли свою актуальность,
доказательства утрачены и не могут предельно
эффективно способствовать восстановлению прав и
законных интересов граждан.
В качестве уважительной причины, которая может
послужить основанием восстановления судом
пропущенного срока подачи жалобы, закон
рассматривает любые обстоятельства, которые
затруднили гражданину получение необходимой
информации о действиях (решениях), в результате
которых были нарушены права и свободы
гражданина:
созданы препятствия осуществлению гражданином
его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо
обязанность либо он незаконно привлечен к
какой-либо ответственности.
Решение призывной комиссии приостанавливается
до вступления в законную силу решения суда.