Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"

(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)

 

 Предыдущий   Cледующий   Статья закона   Оглавление 

Статья 32.Контракт о прохождении военной службы


Комментарий к п. 1

1. До настоящего времени высказываются самые различные мнения относительно правовой природы контракта о прохождении военной службы. В соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" посредством прохождения военной службы реализуется право военнослужащих на труд (п. 1 ст. 10), т.е. прохождение военной службы является особой разновидностью трудовой деятельности, имеющей ярко выраженную специфику из-за сферы ее применения - оборона и безопасность.
Осуществление указанной деятельности происходит как в форме воинской обязанности (прохождение военной службы по призыву), так и в добровольном порядке (прохождение военной службы по контракту).
Поскольку контрактом о прохождении военной службы опосредуется особый вид трудовой деятельности, постольку указанное обстоятельство на практике приводит подчас к неправомерному отождествлению контракта о прохождении военной службы с понятиями "трудовой договор" и "гражданско-правовой договор", и, как следствие, правовое регулирование к нему не применяется.
Специфика трудовой деятельности предопределяет особенности и отличие указанных понятий друг от друга.
2. Принципами правового регулирования гражданско-правового договора являются:
1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий); 2) автономия воли договаривающихся сторон; 3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон; 4) взаимная ответственность сторон, в том числе за его конечный результат.
Гражданско-правовой договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 ГК РФ). Объектом гражданского правоотношения являются материальные и идеальные блага либо процесс их создания. К первым относится имущество, ко вторым - результаты интеллектуальной деятельности, личные неимущественные и иные нематериальные блага.
А. Автономия воли, характеризующаяся добровольностью заключения договора, выбором его условий, имеет разное содержание при заключении контракта о прохождении военной службы и гражданско-правового договора. В первом случае она состоит только в добровольности заключения контракта о прохождении военной службы по типовой форме, тогда как во втором - также в согласовании вида, формы и содержания гражданско-правового договора.
Б. Принцип диспозитивности (свобода согласования условий) правового регулирования, характерный для гражданско-правового договора, практически не применим к контракту о прохождении военной службы, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Так, например, в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность в соответствии с заключенными контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей и т.д. (п.2 ст.6), т.е. при заключении контракта о прохождении военной службы может быть оговорена возможность изменения места военной службы при соблюдении указанных условий, что порождает соответствующую обязанность командиров (начальников). В то же время Типовая форма контракта о прохождении военной службы (приложение N 1 к Положению о порядке прохождения военной службы) не предусматривает внесения каких-либо дополнительных условий.
Другим диспозитивным условием контракта о прохождении военной службы является срок, на который заключается новый контракт. Срок, на который заключается первый и некоторые другие виды контрактов, устанавливается императивными нормами (см. комментарий к ст. 38).
В. Формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон как принцип гражданско-правового договора характеризуется тем, что он действует не только на стадии заключения договора, но и на стадии его исполнения, в то время как равноправие сторон применительно к контракту о прохождении военной службы характерно только на стадии его заключения. После заключения контракта о прохождении военной службы возникают военно-служебные отношения, которые, являясь разновидностью административных, характеризуются неравенством сторон, т.е. дальнейшее правовое регулирование осуществляется на основе метода власти и подчинения.
Г. Гражданско-правовой договор, как правило, носит эквивалентный характер, что предопределено предметом правового регулирования гражданского права. Контракт о прохождении военной службы опосредует процесс служебной деятельности и не предусматривает при этом каких-либо оценочных отношений при исполнении обязанностей военной службы.
Предметом гражданско-правового договора, как правило, служит овеществленный результат исполненного обязательства, а регулирование отношений сторон в процессе его исполнения носит вспомогательный характер, в то время как предметом контракта о прохождении военной службы является регулирование отношений в процессе прохождения военнослужащим военной службы.
Д. Гражданско-правовой договор характеризуется, как правило, взаимной ответственностью сторон, т.е. за ненадлежащее исполнение договорных обязательств на виновное лицо налагаются определенные санкции (например, возмещение убытков) в целях восстановления имущественного положения потерпевшего, устранения иных последствий и предотвращения подобных нарушений в будущем.
Поскольку стороны по контракту о прохождении военной службы являются участниками военно-служебных правоотношений, которые в незначительной степени имеют имущественный характер (выплата денежного довольствия, обеспечение другими видами довольствия), основаны на нормах административного права, постольку в силу п. 3 ст. 2 ГК РФ к ним не применимо гражданское законодательство, в том числе нормы о гражданско-правовой ответственности, так как это не предусмотрено законодательством, регулирующим контракт. Критерием разграничения является в данном случае метод регулирования, присущий разным отраслям права: гражданское право - равноправие и имущественная самостоятельность сторон; административное право - властное подчинение одной стороны другой. Стороны в военно-служебных отношениях несут юридическую ответственность, в том числе за ненадлежащее исполнение контракта о прохождении военной службы, не только друг перед другом, но подчас и перед государством. В этом случае юридическая ответственность (уголовная, материальная, административная, гражданско-правовая в зависимости от субъекта) представляет собой одну из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, заключающуюся в применении к ним предусмотренных законом санкций - мер ответственности, влекущих для них дополнительные неблагоприятные последствия.
Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью гражданско-правового договора и, следовательно, к нему не применимы последствия, вытекающие из нарушения договорных обязательств.
3. Понятие трудового договора (контракта) сформулировано в ст.15 КЗоТ РФ. Его основными элементами являются:
а) указание на состав сторон: трудящийся, поступающий на работу, и работодатель (предприятие, учреждение, организация независимо от формы собственности, на которой оно основано, гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью, заключивший трудовой договор с трудящимся);
б) определение основных специфических обязанностей трудящихся и работодателя, вытекающих из данного договора.
Основными признаками трудового договора являются:
а) выполнение трудящимся определенной трудовой функции;
б) трудящийся связан рамками внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения или организации, что исключает автономию воли;
в) отсутствие, как правило, ответственности работника за конечный результат работы.
А. Сторонами контракта о прохождении военной службы являются, с одной стороны, Министерство обороны РФ или иной федеральный орган исполнительной власти, в котором комментируемым Законом предусмотрена военная службы (см. комментарий к п. 1 ст. 2), с другой - гражданин, поступающий на военную службу в добровольном порядке. Таким образом, налицо специфический субъектный состав: только ограниченный круг федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и граждане Российской Федерации, отвечающие установленным требованиям (см. комментарий к ст. 33). Иностранные граждане, граждане с двойным гражданством, лица без гражданства не могут быть стороной контракта о прохождении военной службы и, как следствие, субъектом военно-служебных отношений. Трудовое законодательство не содержит перечисленных ограничений по субъектному составу.
Б. Работник, заключивший трудовой договор (контракт), подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, утверждаемым администрацией предприятия, учреждения или организации (ст. 46 КЗоТ РФ). Распределение времени в воинской части в течение суток, а по некоторым положениям и в течение недели, осуществляется распорядком дня и регламентом служебного времени (ст. 226 УВС ВС РФ). Распорядок дня определяет по времени выполнение основных мероприятий повседневной деятельности, учебы и быта. Регламент служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в дополнение к распорядку дня устанавливает сроки и продолжительность выполнения этими военнослужащими основных мероприятий, вытекающих из обязанностей военной службы.
В центральном аппарате Министерства обороны РФ распорядок дня регламентирован приказом Главнокомандующего Вооруженными Силами СНГ от 4 февраля 1992 г. N 40: начало рабочего дня в 9.00, окончание работы в 18.00 (в пятницу - 16.45), перерыв для отдыха и питания с 13.00 до 13.45. Распорядок дня в управлениях округов, флотов и группы войск устанавливается распоряжениями соответствующих командующих, исходя из специфики выполняемых задач подчиненными войсками и силами с соблюдением установленной продолжительности рабочего времени. В воинских частях и соединениях распорядок дня и регламент служебного времени устанавливает соответствующий командир с учетом вида Вооруженных Сил и рода войск, стоящих задач, времени года, местных и климатических условий.
В. Степень диспозитивности применительно к трудовому договору и контракту о прохождении военной службы различна. При заключении трудового договора стороны вправе договориться о любых его условиях, которые не ухудшают положения работника по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством о труде (ст.5 КзоТ РФ). При заключении контракта о прохождении военной службы стороны (гражданин и должностное лицо) не могут изменить императивно установленных условий, закрепленных в Типовой форме контракта о прохождении военной службы, за исключением подлежащих согласованию (например, срок). Более того, право внесения в пп. 2 и 3 типовой формы контракта конкретных прав и обязанностей военнослужащих, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обусловленных особенностями их военной службы, предоставлено только руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (п. 6 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы; примечание к Типовой форме контракта о прохождении военной службы).
Г. Другим отличием трудового договора (контракта) от контракта о прохождении военной службы является то обстоятельство, что нормативной основой первого является КЗоТ РФ, а второго - комментируемый Закон, другие законодательные и иные нормативные правовые акты, указанные в п. 5 комментируемой статьи.
Д. Законодателем по-разному ограничивается возраст, в течение которого могут быть заключены трудовой договор и контракт о прохождении военной службы.
Ст. 173 КЗоТ РФ установлена лишь нижняя возрастная граница: не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет (в некоторых случаях - по достижении 14 и 15 лет). Предельные возрасты, до достижения которых гражданин может исполнять работу, законодательством не предусмотрены.
Заключение контракта о прохождении военной службы ограничено возрастными границами гражданина. Первый контракт могут заключать граждане в возрасте от 18 до 40 лет (п. 2 ст. 34 комментируемого Закона). Заключение новых контрактов ограничено предельными сроками пребывания на военной службы, установленными ст.49 комментируемого Закона. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может быть заключен контракт в порядке, установленном ст.10 Положения о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к п.3 ст.49).
Е. По общему правилу работник вправе заключить бессрочный трудовой договор (контракт). В случаях, прямо предусмотренных законом, а также в случае, когда трудовой договор не может быть заключен на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника, может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 17 КЗоТ РФ).
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен на неопределенный срок, поскольку в соответствии со ст. 38 комментируемого Закона он заключается на срок 3, 5, 10 и в некоторых случаях на меньший срок (см. комментарий к ст. 38).
Ж. По сравнению с приемом на работу по трудовому договору установлен более строгий отбор лиц, поступающих на военную службу по контракту. В соответствии со ст. 33 комментируемого Закона гражданин, поступающий на военную службу по контракту, должен соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям, а также он должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовки.
Таким образом, контракт о прохождении военной службы не является разновидностью трудового договора (контракта).
4. Контракт о прохождении военной службы опосредует специфическую деятельность граждан Российской Федерации в сфере обороны и безопасности государства, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
Указанная специфика предопределяет правовую природу, особенности заключения и расторжения контракта о прохождении военной службы.
5. Контракт о прохождении военной службы имеет административно-правовую природу и является разновидностью административно-правового договора. Как разновидность последнего он представляет собой выработанный в результате согласования воли сторон двусторонний акт, устанавливающий (прекращающий, изменяющий) взаимные права и обязанности его участников.
Можно выделить следующие признаки контракта как разновидности административного договора:
а) особый субъектный состав. Одной из сторон административного договора всегда выступает государство в лице своих органов власти. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином и Министерством обороны РФ, другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
б) комплексный характер, т.е. они регулируются одновременно нормами нескольких отраслей права. Как уже было отмечено, контракт о прохождении военной службы регулируется в том числе и законодательством о статусе военнослужащих, к которому относятся Конституция РФ, законодательство об ответственности военнослужащих (уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной), законодательство о правах и льготах военнослужащих в том числе жилищных и т.д.;
в) свобода выбора условий не характерна для административного договора. Обычно жестко формально устанавливается, когда, с кем и на каких условиях административный договор может быть заключен. Указанный признак также полностью присущ контракту о прохождении военной службы;
г) целью административного договора является реализация какого-либо публичного интереса, достижение общественно-значимых результатов. Контрактом о прохождении военной службы опосредуется сфера военно-служебных отношений в целях обороны и безопасности государства;
д) автономия воли сторон административного договора не носит характера абсолютного принципа, а уровень диспозитивности намного ниже, чем при заключении гражданских и даже административных договоров.
Виды контрактов:
Контракт может быть первым и новым (п. 1 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы).
А. Первый контракт может быть заключен с гражданином, ранее не проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту (п. 2 ст. 34) - см. комментарий к ст.34.
Б. Новый контракт может быть заключен: а) с гражданином, ранее проходившим в Российской Федерации военную службу по контракту; б) с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту; в) с военнослужащим, переведенным из федерального органа исполнительной власти в Министерство обороны Российской Федерации; г) с военнослужащим, переведенным из другого государства в Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; д) с военнослужащим, которому была приостановлена военная служба в соответствии со ст.45 комментируемого Закона.
В. Контракт, заключаемый с гражданином в соответствии с п. 7 ст. 38 Закона (далее именуется - краткосрочный контракт), может быть как первым (п. 7 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы), так и новым (подп. "в" п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы).
Краткосрочный контракт может быть заключен для исполнения специальных обязанностей военной службы в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации), а также на время службы в воинских частях, выделенных для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
Г. Контракт о прохождении военной службы с военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе (п. 3 ст. 49 Закона, далее именуется - контракт сверхпредельного возраста), является разновидностью нового контракта.
Д. Контракт на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет военной службы после его окончания (подп. "в" п. 3 ст. 38 Закона, далее именуется - контракт, заключаемый в военно-учебном заведении). Данный контракт заключается с военнослужащим, обучающимся по очной форме в военном образовательном учреждении высшего, среднего профессионального образования, адъюнктуре или военной докторантуре. Он может быть как первым (подп. "б" п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы), так и новым (п. 2 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы).
6. Порядок заключения контракта установлен Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237. (см. комментарий к ст.34).

Комментарий к п.2

7. Контракт о прохождении военной службы можно рассматривать в трех аспектах:
а) как юридический факт, т.е. основание возникновения правоотношения;
б) как правоотношение - наделение сторон правами и обязанностями;
в) как документ - форма опосредования правоотношения.
Основанием возникновения отношений при прохождении военной службы в добровольном порядке является контракт о прохождении военной службы, который вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом (п. 8 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы), т.е. налицо юридический факт, порождающий наделение сторон правами и обязанностями.
Заключение контракта о прохождении военной службы проходит две стадии:
1) согласование воли, которая характеризуется добровольностью поступления на военную службу по контракту (субъективная сторона). Отсутствие воли не порождает военно-служебных отношений, контракт считается не заключенным;
2) волеизъявление, т.е. подписание контракта и тем самым придание согласованной воле внешнего выражения (объективная сторона). Волеизъявлению предшествует проверка соответствия гражданина (военнослужащего) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту (см. комментарий к ст.ст. 33 и 34).
Заключение контракта совпадает с моментом вступления его в силу, т.е. с подписанием его не гражданином или военнослужащим, а соответствующим должностным лицом. Указанный порядок заключения контракта и вступления его в силу не может быть изменен соглашением сторон.
Для контракта предусмотрена письменная типовая форма, утвержденная Положением о порядке прохождения военной службы (приложение N 1).
Несоблюдение формы контракта не влечет юридических последствий - возникновения военно-служебных правоотношений. Фактическое допущение к исполнению обязанностей военной службы без надлежащего оформления не считается заключением контракта о прохождении военной службы в отличие от трудового договора (ст. 18 КЗоТ РФ).
8. В контракте закрепляется срок, в течение которого военнослужащий обязуется проходить военную службу. Сроки военной службы установлены ст.38 комментируемого Закона. Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, он равен сроку, указанному в контракте о прохождении военной службы.
По окончании срока военной службы и при отсутствии оснований к его продлению (например, заключение нового контракта о прохождении военной службы) военнослужащий подлежит обязательному увольнению с военной службы.
Окончанием военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части (п. 11 ст. 38).
По общему правилу срок окончания военной службы военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, т.е. истечение срока, на который он заключен, и день исключения из списков личного состава воинской части должны совпадать. В этих целях комментируемый Закон предусматривает обязанность командира (начальника) воинской части принимать решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта (п. 6 ст. 34).
Исключения из общего правила установлены п. 11 ст. 38 комментируемого Закона, который предусматривает исключительные обстоятельства, когда указанные моменты могут не совпадать. В указанных случаях военнослужащие, у которых истек срок военной службы по контракту, сохраняют правовое положение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в полном объеме, т.е. продолжают нести обязанности военной службы, имеют соответствующие права и являются субъектами различных видов юридической ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной).
9. На практике возникает вопрос о том, какое правовое положение имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, у которых истек срок военной службы (срок контракта) и которые при отсутствии обстоятельств, указанных в п. 11 ст. 38 и в Положении о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к п. 11 ст. 38), в силу разных причин (несвоевременное удовлетворение положенными видами довольствия, халатность командования и т.д.) не исключены из списков воинской части.
Указанные военнослужащие также сохраняют правовое положение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, однако за некоторыми изъятиями. Так буквальное толкование п. 3 комментируемой статьи Закона и п. 5 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы позволяет сделать вывод о том, что: 1) сроком контракта определяется обязанность военнослужащего проходить военную службу; 2) исполнение общих, должностных и специальных обязанностей не связано сроками контракта, в то время как пользование всеми правами, предусмотренными для военнослужащих законодательством, - нет; указанные лица пользуются правами, пока являются военнослужащими, в том числе и не исключенные в установленный срок из списков воинской части; 3) указанные военнослужащие не являются субъектами юридической ответственности, предусмотренной для них законодательством.
10. Сроком окончания военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, досрочно уволенных с военной службы, является день исключения их из списков личного состава воинской части.

Комментарий к п. 3

11. Комментируемый Закон и Положение о порядке прохождения военной службы (п. 5 ст. 4) предусматривают следующие виды условий контракта о прохождении военной службы:
а) обязанность гражданина проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока;
б) обязанность гражданина добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих;
г) порядок прохождения военной службы.
12. После поступления на военную службу по контракту военнослужащий обязуется проходить ее в течение установленного контрактом срока в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах. Военнослужащий не имеет права самовольно отказаться от исполнения обязанностей военной службы, изменить место военной службы, за исключением случаев заключения в установленном порядке контракта о прохождении военной службы с другим федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба (см. комментарий к п. 2 ст. 44).
За уклонение от исполнения данной обязанности военнослужащий в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несет дисциплинарную или уголовную ответственность (ст.ст. 337 - 339 УК РФ).
Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности определен Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ. На военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, могут налагаться дисциплинарные взыскания вплоть до досрочного увольнения в запас (п. "е" ст. 53, п. "е" ст. 62, п. "д" ст. 69 ДУ ВС РФ) - см. комментарий к подп. "в" п. 2 ст. 51.
УК РФ предусматривает ответственность за самовольное оставление части или места службы (ст. 337) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иным способом (ст. 339).
13. Поступив на военную службу, гражданин обязан добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
А. Общие обязанности военнослужащего изложены в ст.26 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в которой закреплено, что защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:
быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
1) Конституция Российской Федерации закрепила важнейшее, исходное для всего текущего законодательства положение о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1 ст. 59). Слово "долг" подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В то же время слово "обязанность", с одной стороны, определяет юридическую обязанность российских граждан нести военную службу по призыву, а с другой - подразумевает общие обязанности всех военнослужащих независимо от воинского звания, занимаемой должности и принадлежности к тому или иному министерству или ведомству.
Кроме настоящего Закона общие обязанности военнослужащих сформулированы также в Военной присяге, Уставе внутренней службы (ст.ст. 13 - 20), Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации и других воинских уставах.
2) Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части (см. комментарий к ст.ст. 40 и 41).
3. Требование строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, положения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, беспрекословно выполнять приказы командиров есть не что иное, как одна из граней законности (являющейся важнейшим принципом государственной и общественной жизни, в том числе военной службы как государственной службы особого вида). Суть этого требования заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других нормативных правовых актов всеми органами военного управления, должностными лицами и отдельными военнослужащими.
Характерными чертами законности являются единство, всеобщность и обязательность ее требований, которые обеспечиваются тем, что принимаемые законы и иные правовые акты должны соответствовать Конституции, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст.15).
В процессе военной службы не должно быть изъятий правового регулирования применительно к военно-служебным отношениям и в отношении военнослужащих. На военнослужащих распространяются общегражданские права и свободы граждан Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ законы действуют независимо от объявления их приказами и иными нормативными правовыми актами органов управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами (п.2 ст.3). В то же время права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (п.3 ст.55 Конституции). Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых гражданских прав и свобод устанавливаются в том числе комментируемым Законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.
4) Военнослужащие обязаны мужественно и умело защищать свое Отечество, народ, а также свободу, независимость и конституционный строй России.
Военнослужащий в ходе боевых действий, даже находясь в отрыве от своей воинской части (подразделения) и в полном окружении, обязан оказывать решительное сопротивление противнику, избегая захвата в плен. Он обязан до конца выполнить в бою свой воинский долг. Если же военнослужащий, оказавшись в отрыве от своих войск и исчерпав все средства и способы сопротивления или же находясь в беспомощном состоянии вследствие тяжелого ранения или контузии, будет захвачен в плен, он должен искать и использовать любую возможность для освобождения себя и своих товарищей из плена и возвращения в свои войска.
Военнослужащий, захваченный в плен, при допросе имеет право сообщить только свою фамилию, имя, отчество, воинское звание, дату рождения и личный номер (ст. 20 УВС ВС РФ). Данная норма соответствует ст. 17 Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (приказ министра обороны СССР "Об объявлении Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним" от 16 февраля 1990 г. N 75) с той лишь разницей, что по конвенции это является обязанностью военнопленного. В случае если военнопленный сознательно нарушит это правило, ему может угрожать ограничение преимуществ, предоставляемых военнопленным его звания или положения.
5) К общим обязанностям военнослужащих относится также требование быть дисциплинированным. Для военнослужащих характерна прежде всего дисциплина воинская, которая определяется в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ как строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров и начальников.
Характерной особенностью воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и своевременное выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - основа воинской дисциплины.
Военнослужащие обязаны оказывать уважение друг другу, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины.
Обо всем случившемся с военнослужащим, влияющем на исполнение его обязанностей, и сделанных ему замечаниях он обязан докладывать своему непосредственному начальнику. В случае нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими он должен немедленно принять меры к наведению порядка и также доложить своему непосредственному начальнику (ст. 16 УВС ВС РФ).
Особенность воинской дисциплины состоит также в повышенной ответственности за ее нарушения по сравнению с ответственностью за служебные проступки других граждан. За нарушение воинской дисциплины или общественного порядка военнослужащий лично несет дисциплинарную ответственность (ст. 48 ДУ ВС РФ).
6) Военнослужащие обязаны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерацией. Они обязаны знать и неукоснительно соблюдать международные правила ведения военных действий, обращения с ранеными, больными, лицами, потерпевшими кораблекрушение и гражданским населением в районе боевых действий, а также с военнопленными (ст.19 УВС ВС РФ).
Основными источниками права вооруженных конфликтов, под которым понимается совокупность правовых норм, применяемых воюющими сторонами в ходе международных и немеждународных военных конфликтов, регулирующих применение средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих защиту раненых, больных, военнопленных и гражданского населения (в том числе и на оккупированной территории), устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность отдельных лиц за их нарушение, являются Гаагские конвенции 1907 г., Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы (I и II) к ним 1977 г.
Гаагские конвенции 1907 г. впервые в договорном порядке сформулировали и закрепили кодекс поведения воюющих сторон. Женевские конвенции 1949 г. закрепили правовой режим раненых, больных, военнопленных и гражданского населения во время войны. В Дополнительных протоколах решены вопросы, которые недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях.
Основным принципом права вооруженных конфликтов является принцип ограничения воюющих в выборе средств и методов ведения вооруженной борьбы: "...в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным... запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания" (ст. 35 Дополнительного прокола I).
Все средства и методы ведения войны делятся на две группы: дозволенные и запрещенные. В международном праве нет перечня дозволенных средств ведения войны, однако перечень запрещенных средств и методов ведения войны имеется. К запрещенным методам ведения войны относятся: предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к гражданскому населению или вооруженным силам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также вооруженных сил ООН и эмблемами Красного Креста; истреблять или захватывать неприятельскую частную собственность, кроме случаев, вызываемых военной необходимостью; принуждать граждан противника принимать участие в действиях против их собственной страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища; отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей.
Правовой режим раненых и больных установлен Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами I и II, которые обязывают государства соблюдать их положения не только в случае войны, но и любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны; они должны применяться ко всем случаям оккупации.
Все раненые и больные независимо от цвета кожи, религии, пола, национального и социального происхождения, политических и других убеждений пользуются одинаковым покровительством (ст. 10 Дополнительного протокола I). В отношении их запрещаются следующие действия: всякие виды убийств, физические увечья, жестокое обращение, пытки и истязания, взятие из их среды заложников, медицинские и научные эксперименты, удаление тканей или органов для пересадки, посягательство на человеческое достоинство, осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий (ст.11 Дополнительного протокола II).
Режим военного плена призван не только обеспечить сохранение жизни военнопленного, но и защиту его элементарных человеческих прав; цель такого режима - воспрепятствовать военнопленному принимать дальнейшее участие в военных действиях. Лишение военнопленных свободы должно носить предупредительный, а не карательный характер.
В настоящее время режим военного плена определяется Женевской конвенцией 1949 г. "Об обращении с военнопленными", согласно которой они находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, их пленивших (ст. 12); с ними всегда следует обращаться гуманно; ни один из них не может быть подвергнут физическому калечению или научному или медицинскому опыту (ст. 13); к ним не могут применяться никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям или ограничениям (ст. 17).
Военнопленные, за исключением офицеров, могут привлекаться к работе, не носящей военного характера: сельское хозяйство, работы по домашнему хозяйству, торговая деятельность, погрузочно-разгрузочные работы (ст. 50). Военнопленных нельзя лишать права переписки с семьей (ст. 71); они имеют право получать посылки с продуктами питания, одеждой (ст. 72).
За невыполнение норм и принципов права вооруженных конфликтов предусматривается уголовная ответственность. Норма об уголовной ответственности отдельных лиц закреплена в Женевской конвенции 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (ст. 49), Дополнительном протоколе I, других международно-правовых актах, согласно которым государства обязаны ввести в действие национальные законы, необходимые для обеспечения эффективного преследования лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные нарушения конвенций.
В соответствии с нормами современного международного права на военных преступников не распространяются сроки давности. Ст. I Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности от 26 ноября 1968 г. устанавливает, что никакие сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против человечности, как они определены в ст. 6 Устава Международного военного трибунала. В Конвенции устанавливается круг лиц, на которых не распространяется срок давности за совершенные преступления: это представители государственных властей и частные лица, которые выступают в качестве исполнителей или соучастников этих преступлений; лица, которые непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, а также представители государственной власти, допускающие их совершение.
На военных преступников не распространяются нормы, регулирующие право убежища. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. закрепила норму, согласно которой на право искать убежище и пользоваться им "не может ссылаться никакое лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности".
УК РФ (ст. 356) предусмотрена уголовная ответственность за применение запрещенных средств и методов ведения войны: жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации.
Б. В соответствии со ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих" должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами (п. 1).
Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой должности функций и задач. Эти обязанности определяются воинскими уставами, а также руководствами, наставлениями, положениями, инструкциями или письменными приказами прямых начальников. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.
Должностные обязанности делятся на общие (например, всех прямых начальников - ст. ст. 72 - 89 УВС ВС РФ) и конкретные (например, должностные обязанности по типовым должностям: командир полка, батальона, роты, взвода и т.д.; для корабельного состава Военно-Морского Флота они закреплены в Корабельном уставе ВМФ).
Для военнослужащих, находящихся на иных должностях, разрабатываются и утверждаются соответствующими должностными лицами положения и функциональные обязанности, в которых учитываются особенности и специфика конкретной воинской должности.
Поскольку при зачислении военнослужащих в распоряжение командира (начальника) они проходят военную службу не на воинских должностях или иных должностях, постольку на них не возлагаются должностные обязанности. В то же время они могут являться субъектами ответственности (дисциплинарной, материальной и уголовной) за совершение правонарушений при исполнении обязанностей по ранее занимаемым воинским или иным должностям.
В. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах, исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами (п. 3 ст. 27 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Специальные обязанности носят, как правило, временный характер. Так, военнослужащие, назначенные в состав караула и приступившие к исполнению обязанностей, несут их строго определенное время в соответствии с предназначением караула.
Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие наделяются специальными правами, которые определяются законодательными актами и общевоинскими уставами Вооруженных Сил. Например, в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ часовой для исполнения своих специальных обязанностей наделяется правами: применять оружие в случаях, указанных в Уставе; предъявлять требования, определенные его службой, к неопределенному кругу лиц, обязанных беспрекословно их выполнять; подчиняться строго определенным лицам - начальнику караула, помощнику начальника караула и своему разводящему, исключая при этом подчинение своему непосредственному и другим прямым начальникам.
В соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ военнослужащие, проходящие службу в федеральных органах государственной охраны, имеют право применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и в порядке, которые предусмотрены указанным Законом. Аналогичные положения сформулированы в отношении военнослужащих других министерств и ведомств. Так, в Федеральном законе "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ указывается, что сотрудники органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также оружие и специальные средства в случаях и порядке, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.
Условия и пределы применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники внутренними войсками установлены Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ.
14. Праву граждан на соблюдение их прав и прав членов семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих, корреспондирует обязанность их соблюдения должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиров (начальников).
Единая система правовой и социальной защиты военнослужащих, а также материального и иных видов их обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы установлена Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников, далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Все органы, действуя в рамках своих полномочий, обязаны решать задачу защиты прав и свобод личности, в том числе военнослужащего, присущими ему методами, опираясь прежде всего на требования Конституции РФ, на федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, на нормы международно-правовых актов.
Военнослужащий, являясь гражданином Российской Федерации, в своих взаимоотношениях с органами государственной власти, местного самоуправления и их должностными лицами вправе требовать по отношению к себе выполнения определенных обязанностей в целях реализации присущего ему и законодательно закрепленного "особого" статуса, обусловленного спецификой военной службы (предоставить льготы, реализовать права и т.д.).
Если вышеуказанные органы не выполняют своих обязанностей и нарушают права и свободы, военнослужащий имеет реальную возможность использовать правовой механизм судебного или административного обжалования решений и действий, что предусмотрено Конституцией РФ (ст.ст. 33, 45, 46), а также Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 (с изм. и доп. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - N 19. - Ст. 685) и гл. 5 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ "О предложениях, заявлениях и жалобах".
Порядок прохождения военной службы как условие контракта устанавливается императивными нормами, за исключением, предусмотренным законодательством. Порядок прохождения военной службы включает в себя совокупность юридических фактов: начало и окончание военной службы; присвоение воинских званий, повышение и снижение в воинских званиях, лишение этих званий; назначение на должности и освобождение от них; продвижение и перемещение по службе и т.д. (см. комментарий к п. 1 ст. 36). Таким образом, не могут быть согласованы, например, условия о предоставлении в обход установленного порядка жилой площади, последующее увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, досрочное присвоение воинского звания и т.д.
В то же время министр обороны Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы (п. 6 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы).

Комментарий к п. 4

15. Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня подписания его соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке прохождения военной службы.
Первый контракт подписывается от имени Министерства обороны РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) должностным лицом, указанным в п. 8 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы.
Новый контракт от имени Министерства обороны РФ (федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) подписывают должностные лица, указанные в п. 6 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы (см. комментарий к ст.ст. 34 и 35).
16. Контракт прекращает свое действие в день истечения его срока. Данное положение, хотя прямо и не указано в комментируемом Законе, вытекает из смысла п. 3 комментируемой статьи, которой определено, что на военнослужащего возложена обязанность проходить военную службу в течение установленного контрактом срока военной службы. Исключением являются случаи, перечисленные в п.11 ст.38 комментируемого Закона и в Положении о порядке прохождения военной службы.
Действующий контракт о прохождении военной службы досрочно прекращает свое действие:
а) в день, указанный в приказе об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части при досрочном расторжении контракта, например, при досрочном увольнении военнослужащего с военной службы (см. комментарий к ст. 51), а также в связи с гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим;
б) со дня заключения военнослужащим нового контракта о прохождении военной службы (такой контракт заключается, например, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и поступившим в военное образовательное учреждение профессионального образования);
в) со дня исключения из списков личного состава воинской части в связи с назначением на должность министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых Законом предусмотрена военная служба (см. комментарий к п. 6 настоящей статьи);
г) со дня приостановления военнослужащим военной службы (см. комментарий к ст. 45);
д) в иных случаях, установленных федеральными законами.

Комментарий к п. 5

17. П. 5 комментируемой статьи определяет законодательство, регулирующее контракт о прохождении военной службы.
Заключение контракта, прекращение его действия, иные отношения, связанные с ним (например, последствия его несоблюдения), регулируются:
а) комментируемым Законом;
б) Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237;
в) законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих. К законодательным относится ряд правовых актов, которые в той или иной степени закрепляют правовые основы, особенности правового положения, организацию и специфические принципы деятельности военнослужащих в войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 комментируемого Закона. К ним можно отнести Федеральные законы: "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "О государственной охране", "О внешней разведке", "О военных судах", "О прокуратуре", "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции", "О Железнодорожных войсках Российской Федерации", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"; законы РФ: "О федеральных органах правительственной связи и информации" и др.
Помимо законов особенности прохождения военной службы в некоторых органах, организациях и учреждениях регулируются иными нормативными правовыми актами (см. комментарий к ст. 3).
18. На практике подчас возникает вопрос о возможности субсидиарного применения к контракту о прохождении военной службы трудового, гражданского и иного законодательства. Такое возможно только в случаях, прямо указанных в законе.
Так, трудовое законодательство применимо в соответствии с нормой, закрепленной в п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в силу которой общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким законом является КЗоТ РФ, в соответствии со ст. 42 которого она не может превышать 40 часов в неделю.
Другим примером является п. 9 ст. 10 указанного Федерального закона, в соответствии с которым военнослужащие-женщины и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами (например, гл. XI КЗоТ РФ) и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
Примером применения норм гражданского законодательства является положение ст. 1084 ГК РФ, в соответствии с которой вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам гл. 59 ГК РФ ("Обязательства вследствие причинения вреда"), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Комментарий к п. 6

19. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" министр обороны, руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, занимают государственные должности категории "А". Исполнение ими обязанностей по должности по смыслу указанного Закона не является государственной службой. Они имеют особое, отличное от государственных служащих, правовое положение. Указанные обстоятельства предопределили специфику статуса указанных лиц, которая заключается в том, что:
а) они проходят военную службу без заключения контракта о прохождении военной службы;
б) ранее заключенный ими контракт досрочно прекращает свое действие;
в) они имеют правовое положение военнослужащих, т.е. на них распространяются права, обязанности (общие, должностные и специальные) и ответственность, предусмотренные для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
В то же время Президент РФ может своими указами устанавливать особенности прохождения ими военной службы. Так, военнослужащим, проходящим военную службу в должности министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, срок военной службы может быть продлен Президентом Российской Федерации не более чем до достижения ими 65-летнего возраста (п. 8 ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы); отпуска министра обороны Российской Федерации, руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предоставляются в соответствии с планом, утверждаемым Президентом Российской Федерации (п. 11 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы).
20. После освобождения указанных военнослужащих от должности они имеют право: а) заключить новый контракт о прохождении военной службы; б) уволиться с военной службы по основаниям и в порядке, предусмотренным комментируемым Законом (ст. 51) и Положением о порядке прохождения военной службы.

 

Дизайн печатей и штампов доставка курьером  |  Создаем МДС для строительных лесов, гарантия и низкие цены, г. Тула.
Hosted by uCoz