Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"
(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)
Статья 46.Составы военнослужащих и
воинские звания
Комментарий к ст. 46
1. Наличие у военнослужащих персональных
воинских званий является одной из особенностей
военной службы как государственной службы
Российской Федерации. Введение воинских званий
наряду с квалификационными разрядами и
дипломатическими рангами для отдельных видов
государственной службы предусмотрено
Федеральным законом "Об основах
государственной службы Российской Федерации".
2. Воинские звания обеспечивают ясность и
четкость во взаимоотношениях и субординации
военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения
власти и подчинения. Система воинских званий
позволяет отчетливо выразить военную и
специальную квалификацию, служебный стаж и
заслуги, служебное положение и авторитет каждого
военнослужащего.
Основой взаимоотношений между военнослужащими
по их воинским званиям являются отношения
старшинства и подчиненности: начальники по
воинским званиям имеют право отдавать
подчиненным приказания и проверять их
выполнение; старшие по званию во всех случаях
обязаны требовать от младших соблюдения ими
воинской дисциплины, общественного порядка и
формы одежды, а также правил поведения и отдания
воинского приветствия; младшие по званию должны
беспрекословно выполнять требования старших.
В дополнение к отношениям подчиненности
военнослужащих по должности вышеизложенное
служит важным средством поддержания и
укрепления воинской дисциплины,
организованности и порядка, особенно в боевой
обстановке. Воинские звания оказывают
существенное влияние также на условия и порядок
прохождения службы соответствующими
категориями военнослужащих, на объем их
служебных и личных прав (например, ст. 15
Федерального закона "О статусе военнослужащих"
предусмотрено право военнослужащих, имеющих
воинское звание от полковника (капитана 1 ранга) и
выше, на дополнительную общую площадь жилого
помещения).
3. Старшинство воинских званий и составов
военнослужащих определяется
последовательностью их перечисления в ст. 46
Федерального закона: от воинского звания "рядовой"
("матрос") к более высокому и от состава "солдаты,
матросы, сержанты, старшины" к более высокому.
4. Соответствующие друг другу войсковые и
корабельные воинские звания считаются равными.
5. Форма и содержание представлений, формы иных
документов и приказов к присвоению воинских
званий, а также порядок их оформления и
представления (за исключением высших офицеров)
устанавливаются руководителем федерального
органа исполнительной власти, в котором
предусмотрена военная служба. В Вооруженных
Силах РФ в настоящее время действуют Правила
составления приказов по личному составу (приложение
N 6 к Наставлению по учету личного состава 1982 г.).
6. П. 3 комментируемой статьи установлено, что к
воинскому званию военнослужащего, имеющего
военно-учетную специальность юридического или
медицинского профиля, добавляются
соответственно слова "юстиции" или "медицинской
службы".
Механизм реализации указанной нормы в настоящее
время отсутствует. Не определен он и Положением о
порядке прохождения военной службы. Учитывая то
обстоятельство, что в соответствии с
комментируемым Законом и Положением о порядке
прохождения военной службы предусматривается
присвоение воинских званий, а не произвольное их
изменение даже в связи с назначением на воинскую
должность, для которой предусматриваются особые
требования к военно-учетной специальности
занимающего ее военнослужащего (см. пп. 8 и 9
комментария к ст. 43), можно предположить, что
добавление к воинским званиям слов "юстиции"
и "медицинской службы" означает всего лишь
технический прием, который надлежит применять
кадровым службам при назначении на
соответствующие воинские должности.
Представляется целесообразным порядок
присвоения указанных воинских званий определить
в Положении о порядке прохождения военной службы,
а до его установления - с назначением на
указанные должности одновременно присваивать и
указанные воинские звания.