Подробный комментарий к закону
"О воинской обязанности и военной службе"

(под общ. ред. В.Г.Стрекозова)

 

 Предыдущий   Cледующий   Статья закона   Оглавление 

Статья 46.Составы военнослужащих и воинские звания


Комментарий к ст. 46

1. Наличие у военнослужащих персональных воинских званий является одной из особенностей военной службы как государственной службы Российской Федерации. Введение воинских званий наряду с квалификационными разрядами и дипломатическими рангами для отдельных видов государственной службы предусмотрено Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
2. Воинские звания обеспечивают ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих, т.е. обеспечивают отношения власти и подчинения. Система воинских званий позволяет отчетливо выразить военную и специальную квалификацию, служебный стаж и заслуги, служебное положение и авторитет каждого военнослужащего.
Основой взаимоотношений между военнослужащими по их воинским званиям являются отношения старшинства и подчиненности: начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию во всех случаях обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, общественного порядка и формы одежды, а также правил поведения и отдания воинского приветствия; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших.
В дополнение к отношениям подчиненности военнослужащих по должности вышеизложенное служит важным средством поддержания и укрепления воинской дисциплины, организованности и порядка, особенно в боевой обстановке. Воинские звания оказывают существенное влияние также на условия и порядок прохождения службы соответствующими категориями военнослужащих, на объем их служебных и личных прав (например, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено право военнослужащих, имеющих воинское звание от полковника (капитана 1 ранга) и выше, на дополнительную общую площадь жилого помещения).
3. Старшинство воинских званий и составов военнослужащих определяется последовательностью их перечисления в ст. 46 Федерального закона: от воинского звания "рядовой" ("матрос") к более высокому и от состава "солдаты, матросы, сержанты, старшины" к более высокому.
4. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.
5. Форма и содержание представлений, формы иных документов и приказов к присвоению воинских званий, а также порядок их оформления и представления (за исключением высших офицеров) устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В Вооруженных Силах РФ в настоящее время действуют Правила составления приказов по личному составу (приложение N 6 к Наставлению по учету личного состава 1982 г.).
6. П. 3 комментируемой статьи установлено, что к воинскому званию военнослужащего, имеющего военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова "юстиции" или "медицинской службы".
Механизм реализации указанной нормы в настоящее время отсутствует. Не определен он и Положением о порядке прохождения военной службы. Учитывая то обстоятельство, что в соответствии с комментируемым Законом и Положением о порядке прохождения военной службы предусматривается присвоение воинских званий, а не произвольное их изменение даже в связи с назначением на воинскую должность, для которой предусматриваются особые требования к военно-учетной специальности занимающего ее военнослужащего (см. пп. 8 и 9 комментария к ст. 43), можно предположить, что добавление к воинским званиям слов "юстиции" и "медицинской службы" означает всего лишь технический прием, который надлежит применять кадровым службам при назначении на соответствующие воинские должности.
Представляется целесообразным порядок присвоения указанных воинских званий определить в Положении о порядке прохождения военной службы, а до его установления - с назначением на указанные должности одновременно присваивать и указанные воинские звания.

 

Hosted by uCoz